Литература в свете евангельских истин
31 марта в Центре детского творчества родниковские учителя и священники встретились с ветераном педагогического труда, православным журналистом и писателем из Нижегородской области Николаем Лобастовым.
По благословению епископа Кинешемского Илариона он презентовал здесь свой многотомный и серьёзный труд под скромным названием «Записки сельского учителя», где предлагает отказаться от традиционного, во многом советского взгляда на литературу и при разговоре о писателях и поэтах, анализе классических произведений оценивать их через призму православной нравственности. Свой подход Лобастов кратко определил так: «Исследование русской литературы с позиций Вечности». Книга адресована в первую очередь преподавателям русской словесности и курса «Основы православной культуры», учителям, придерживающимся православных взглядов, и всем тем, кому не безразлична судьба нашей страны и её уникального духовного наследия.
Лобастов — человек глубоко верующий, православный, пришедший к вере во взрослом, сознательном возрасте. 30 лет преподавал русский язык и литературу в нижегородской глубинке. Не понаслышке знает, как после перестройки из образования, да и из жизни вообще, выхолащивалась, вытравливалась нравственная, духовная составляющая, как чуждая нам западная культура занимала место традиционной русской культуры и культуры народов, населяющих Россию. Даже в самые жестокие богоборческие советские времена, считает писатель, не было нанесено такого урона нашему самосознанию, как в 90-е годы XX века, во времена либеральной «свободы и демократии». Западный гуманизм пошёл по пути саморазрушения, отрицания Абсолюта — Бога и вечных нравственных ценностей. И мы не должны следовать по этому пути, а возвратиться к своим духовным истокам. Нужна определённая переоценка ценностей — прежде всего, литературы, искусства, восприятие которых оказывает значительное влияние на формирование личности человека, его жизненные принципы и устремления.
В своей книге Николай Лобастов на основе анализа большого количества различных источников прослеживает тесную связь нравственного состояния общества и художественных явлений. Драматические и трагические повороты в жизни некоторых писателей и поэтов, деятелей русской культуры он тоже связывает с их прозападническими, либеральными воззрениями и отступлением от Бога. К числу заражённых вирусом нигилизма и отступления от традиционной народной нравственности, основанной на Православии, Лобастов относит, например, Некрасова, Островского, Лескова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого, Чехова, Бунина и практически весь «серебряный век». А столпами нашей культуры, носителями правильного духовного начала считает Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Гончарова, Достоевского, Есенина. Первых Лобастов подвергает особенно серьёзной критике и устраивает их произведениям разбор с пристрастием, указывая, где они сознательно или бессознательно погрешили против евангельских истин и где подают подрастающему поколению плохой пример для подражания. Катерина в «Грозе» Островского — вовсе не «луч света в тёмном царстве», а безответственная блудница, разрушающая семью, и великая грешница, губящая свою бессмертную душу самоубийством. Либерал и ярый поклонник Запада Тургенев и сам не создал семьи, и в обществе на долгие годы поселил культ «тургеневских девушек» — эмансипе, неспособных к нормальной семейной жизни и материнству (таких теперь их у нас полно, а на Западе — вообще пруд пруди). Атеист Чехов создал образ вечно сомневающегося во всём и вечно всем недовольного и желающего неизвестно чего русского интеллигента, Маяковский вообще разрушал всё и вся и закономерно кончил жизнь самоубийством. Короче, досталось всем! И, в общем-то, с Лобастовым вряд ли нужно спорить: такой взгляд на литературу и такое прочтение классики возможно и допустимо, а с некоторыми суждениями и выводами я бы даже согласилась на 100%. Но всё это, по-моему, очень напоминает марксистско-ленинский классовый подход, только с точностью до наоборот. Там было: «Лев Толстой всегда неправ, потому что был он граф». А здесь: «Лев Толстой всегда неправ, потому что боготступник». Я думаю, что учителя, конечно, должны обязательно воспитывать нравственные принципы, говорить о вере в Бога, преподавая русскую литературу, но также необходимо учить ребят критически, самостоятельно мыслить. В том числе и для того, чтобы они не создавали себе кумиров и шли за ложными пророками.
В целом же встреча с Николаем Лобастовым лично у меня оставила благоприятное впечатление: было о чём задуматься и что переосмыслить. Не менее интересно и прочитать его книгу (пятитомники писателя раздали во все школы города). Замечу, что некоторые учителя уже взяли на вооружение идеи Лобастова и на уроках литературы предлагают своим ученикам его христианское прочтение классики.
Ольга Ступина