Кто такой Кокося?
Незадолго до выхода публикации о первом районном фестивале Кокоси в редакцию пришло письмо от постоянного читателя нашей газеты Владимира МОТАЛЕВА, который задался вопросом, кто такой Кокося, и поделился с нами интересными воспоминаниями:
— Этого человека, Кокосю, я знал с самого детства. Я родился в 1947 году в селе Воронцово. Очень большое и красивое было село: около двух сотен домов, школа и библиотека, ферма, конюшня, лошадей было много, склады колхозные и даже своя пожарка с каланчой. Посреди села стояла большая и высокая церковь. Правда, она не работала. В село приезжала кинопередвижка, и иногда показывали фильмы. В конце пятидесятых провели радио и электричество.
Большинство жителей Воронцова работало в Родниках на комбинате «Большевик». В те годы в село приходили бедные люди, цыганки с детьми и просили милостыню, заходя в каждый дом. Вот тогда я и узнал Кокосю. Он со старушкой матерью подходил к дому, стучал в окно или в дверь и кричал: «Я Ко-ко-костя, подайте Христа ради!» Он сильно заикался. Был маленького роста со всклокоченными волосами на голове, бороде и усах. Шустрый. Возраст его нельзя было определить.
Прославился Кокося, когда угнал паровоз. Он ходил гулять на железнодорожный вокзал, в депо, где паровозы ремонтировали. Знали его все машинисты и кочегары, иногда катали на паровозе. От того, наверно, ходил Кокося все время чумазый, как кочегар.
Жил он, кстати, неподалеку, на Рождественской улице, с матерью-старушкой (сейчас это ул. Космонавтов). Домишко их был очень маленький и старый, крыша покрыта соломой. Вокруг дома имелась земляная заваленка, на которой он часто сидел. На железной дороге, на выезде из Родников в Горкино, почти напротив его дома стояла будка стрелочника, куда машинисты часто заходили перекурить в свободную минуту. И вот однажды, подъехав на паровозе и оставив его без присмотра, долго не выходили они из будки. Кокося этим воспользовался, заскочил в кабину, нажал какой-то рычаг, и паровоз поехал в Горкино. Когда из будки выбежали машинисты и кочегар, им оставалось только махать руками. Позвонили на станцию Горкино, стрелочнику на входную стрелку, чтобы его задержали.
Кокося ехал и гудел всю дорогу паровозным гудком, выпуская пар. Когда паровоз подъехал к станции Горкино, пары заканчивались, а стрелочник перевел его стрелку в тупик. Паровоз только чуть ткнулся в земляную насыпь и остановился. А в кабине уже никого не обнаружили. Кокося спрыгнул на ходу, не доезжая до станции, и пошел по шпалам домой, в Родники. Говорили, что его поймали, но что с него можно было взять.
Вот так Кокося прославил и себя, и паровоз. Раньше паровоз именовали «Кукушка», а после этого случая стали называть «Кокося». Умер Кокося где- то в середине шестидесятых.
В Родниках о Кокосе существует еще одна легенда. Будто бы привезли в подарок родниковскому фабриканту Григорию Михайловичу Красильщикову деревянную куклу из Японии. И называлась эта кукла Кокети. Она всем понравилась. На неё смотрели, как на забаву и потеху. И стали в Родниках местные умельцы таких же мастерить. Но заковыристое название не очень прижилось, и в простонародье эта куколка стала называться Кокосей.