90 лет – не возраст!
В этом году у нашей газеты большой юбилей – 90 лет! Девять десятилетий несколько поколений родниковских журналистов работали для вас, уважаемые читатели, и вы поддерживали их в самые трудные времена, подписываясь и покупая районку в киосках. И в этом году мы решили рассказать о тех, кто читает нашу газету дольше всех, — о ровесниках газеты.
Открывает нашу рубрику труженица тыла Зинаида Михайловна СУХАРНИКОВА, которая отметила свой юбилей 3 февраля. В её семье газету «Родниковский рабочий» выписывали и читали много лет. Прочитывали, что называется, от корки до корки. Если по какойто причине не подписывались, покупали в киоске «Союзпечать». Больше всего внимания всегда привлекали новости. Привычку читать районную газету Зинаида Михайловна не утратила и сейчас – интересно всё, что происходит вокруг, как меняется жизнь.
Самой Зинаиде Михайловне, как и всем её ровесникам, судьба выпала трудная – изломала, исковеркала её война. Родилась она в Юже, где её отец Михаил Алексеевич Чертулин работал на ткацкой фабрике.
В 1937 году семья переезжает в Родники, где в это время жили дед и дядя по отцу. Отец со своим братом купили амбар и стали строить из него дом. Не успели достроить – началась Финская война. Отец был 1907 года рождения, и его сразу забрали на фронт. Вернулся раненый в ногу – не успел, как следует, восстановиться, грянула Великая Отечественная, снова призвали на военную службу.
«Мне было уже 11 лет, и я отлично помню, как провожали отца на фронт, - говорит Зинаида Михайловна. – Постояли, попрощались с ним у порога и расстались навсегда: написал два письма и пропал без вести. Мама осталась одна с тремя детьми. Работала уборщицей в детском саду, получала мизерную зарплату. Сказать, что мы жили плохо, тяжело – не сказать ничего. Постоянно голодали. Маленького брата долго не брали в ясли – был слишком слаб. Я закончила 6-й класс и ушла из школы, чтобы с ним нянчиться. Потом мама сумела-таки устроить брата в свой детсад. А я 14 лет пошла работать в швейную на ул. Волковской. Шили одежду для фронта. Я и другие девочки, пока не научились, как следует, шить, обмётывали петли, пришивали пуговицы, ватили фуфайки. Работали, как взрослые, по 12 часов, в дневную и ночную смены. Мы очень надеялись, что папа наш отыщется – вернётся, пришлёт весточку. Мама иногда приходила с работы и говорила: «Зина, пойдём, сходим в кино. Говорят, показывают хороший фильм про войну». Страшно стесняясь своих затрапезных нарядов ( новую одежду купить было не на что), шли мы в зрительный зал, пристально вглядывались в кинохронику – вдруг мелькнёт родное папино лицо! Мама даже к гадалке ходила. Та каждый раз обнадёживала: вот-вот твой милый переступит порог, вернётся домой. Наша бабушка, папина мама, проводив на фронт двоих сыновей, ходила в церковь и молила Бога, чтобы хоть один вернулся. Но обоих унесла война.
И вот через 76 лет после начала войны, когда давно уже не было в живых ни бабушки, ни мамы Зинаиды Михайловны, случилось чудо…
Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 19 февраля.
Ольга Ступина