Грибной сезон

Посудачим о «тихой охоте»

 Нынешний грибной сезон для многих любителей тихой охоты сложился очень удачно: грибов в лесу —  море!

gribnik Походы в лес за ними — излюбленное занятие родниковцев. Я тоже люблю собирать грибы, хотя не скажу, что  опытный грибник. В этом году в конце сентября я впервые собирала рядовки: сверху они сизо-фиолетовые, под шляпкой пластинки, а само тело гриба желтоватое. Эти грибки, мне на удивление, выросли в Сосенках, где мы раньше «охотились» исключительно на сосновики-маслята и сыроежки. Но маслят сейчас немного и почти все гнилые, а сыроежки-краснухи что-то сильно горчат и в качестве трофея мало привлекательны. Рядовки мне нахвалила тётя Галя — мама моей одноклассницы. Когда мы пришли в лес, она уже набрала их чуть не два ведра. Говорит, съедобные — в своё время носили к Ларину на опознание, вкусные, сладкие. Проверили мы — действительно, так. Но про рядовки всё-таки мало кто знает. Большинство, увидев их у торговцев, с удивлением спрашивают: «А это что ещё за поганки?» Есть рядовки и другого вида — сероватые, больше похожие на опята, но их мы собирать не рискнули.

Наш редактор Ольга Сахарова с мужем Михаилом ездили на своём автомобиле за белыми и боровичками — и насолили, и насушили и намариновали, и в холодильнике заморозили, как многие наши земляки. Хоть и пугают нас с голубых экранов, что, мол, грибы по составу аналогичны скорпионам и пользы от них для организма практически никакой, всё равно едим и будем есть, и в  незнакомый лес с вёдрами и корзинками отправимся, рискуя заблудиться. Дары леса для нас — зов далёких предков, кормившихся ловлей зверя и рыбы и собирательством (  настоящей охотой и рыбалкой наш человек занимается столь же самозабвенно!)

В Совете ветеранов комбината Милица Васильевна Гусева угостила меня ещё одним непривычным для меня грибом — белым груздем, естественно, солёным. Растут они, говорит, в осоке и низких кустах ивняка в лесу у Шуйского перекрёстка. Анна Владимировна Бузунова в советское время ездила к родне в Чухломской район Костромской области. Там грузди заготавливали бочками — не только белые, но и жёлтые. Назвали их они заячьими. Здесь, в Родниках, Анна Владимировна любит собирать белые, боровички, желтые паутинники триумфальные — по-нашему коровенные опята.

Юрий Маркович Чалый в этом году вместе с женой и приехавшей в гости сестрой за один раз набрали по два ведра рыжиков в лесу возле Юдинки. Помню, как лет десять назад я наткнулась на семейку этих грибов на опушке Сосенок: в траве-мураве словно  рассыпаны были оранжевые пуговицы, штук семь.  В большом лесу десятка два попадалось. Но чтоб собирать рыжики вёдрами — такого со мной  не бывало никогда!  Говорят, что за Болотновом есть какое-то маленькое рыбное озерцо или пруд, а за ним полянка, где тоже полно этих грибов. Верю, леса там знатные, грибные, о чём свидетельствует наш давний корреспондент и житель этого села Валерий Витальевич Коликов. Даров леса, говорит, было так много, что замучился их сушить в русской печке и на сушилке.

Многие из тех, с кем мне довелось посудачить о грибных походах, поминали добрым словом нашего коллегу Сергея Михайловича Ларина — вот уж кто был заядлый грибник! 12  сентября автору проникновенных строк о лесе и его дарах, о природе, о традиционной народной культуре и уходящей эпохе  исполнилось бы 65 лет. Если бы был жив, не усидел бы дома — непременно отправился  за грибами. Он и отпуск предпочитал брать в сентябре, когда для «тихой охоты» самый сезон. Возвращался из леса всегда отдохнувшим, полным творческих сил. О природе, о грибах так, как он, проникновенно и со знанием дела, уже никто не напишет. Предлагаем вам прочитать одну из последних его  публикаций на эту тему.

 Ольга Ступина 

 

Самые последние, самые желанные

%d0%b3 

Летняя грибная волна, когда в лес устремляются сотни грибников, мне лично не очень-то в радость: моя любовь — поздние грибы сентября, октября, а то и первых, теплых дней ноября.

В лесу никого. Хожу как собственник по любимым березнякам, ельникам и светлым перелескам. В осинах делать нечего, а вот сорняки и ельники дарят свои грибные подарки, большинству грибников неведомые, а мне — в радость.

Расскажу о трех поздних грибах, которые люди зачастую не знают, и по этому своему незнанию не берут.

…Именно поздней осенью в елках, иногда около старых сосен, вырастает мой самый любимый гриб. Специально за ним я  в конце сентября — в октябре хожу и езжу в дальние  ельники. Это польский гриб. Как меня раздражают люди, которые называют его поганкой, только за то, что он резко синеет при грубом хватанье и разрезе! Это лучший из наших моховиков — темно-коричневый, трубчатый, по виду напоминает белый. Не гриб, а персик! Идет во все виды заготовок. Маленькие грибы сварить — других грибов  не надо! А посушить — чудо! И вот ходят некоторые горе-грибники по осеннему ельнику, ищут запоздалые белые, а польские чудо-грибы, ни в чем белым не уступающие, каляют и пинают своими тупыми ногами… Ну и пусть, умным грибникам больше достанется!

Польские грибы, сыроежки кулачками, рыжики… Что еще может встретиться в позднем  осеннем лесу… Конечно, жирные и сладкие сосновики, конечно, поздние белые (особенно, на опушке елового леса), а что еще?..

А еще … Назову два гриба, которые не каждый и возьмет, но которые вкусны и приятны. Первый — рядовка серая. Наша  бывшая  газетная бухгалтерша Нелина Никитина, родом из ильинской глубинки, с удовольствием берет поздней осенью эти грибки: «У нас, в глухих ильинских лесах, берут только белые, серые, подосиновики, рыжики, маслята и эти грибки осенние, что в елках растут — называют их сентябрюхи, варят и солят. Вкусные они и сладкие». Поучи еще  нас, Нелина Валентиновна, и без вас берем эти еловые рядовки — серые, мяснистые, с редкими пластинами, часто глубоко в землю погруженные и ни с одним ядовитым грибом не схожие. Такие рядовки и под соснами растут — чаще под одиночными, на просторе. Но главный их лес — ельник.

А вот еще одна грибная редкость — не редкость, не знаю, как и сказать, но гриб этот знают и берут не все — только старухи с городских окраин, что рядом с соснами. Гриб этот — денежка каштановая (из рода рядовок). Растет этот гриб часто и много в хвойных лесах в конце осени, часто до морозов. Шляпка до 8 см, сначала выпуклая, потом распростертая, каштановая, в центре часто более темная, выцветающая. Мякоть водянистая, без особого вкуса. Идите в ноябрьские сосняки, берите денежку — варите и жарьте. Не ошибетесь, других грибов в это время в соснах нет!

А в конце моё, личное. Собирая в елках любимые польские грибы,  я  буквально на днях набрел на березовую опушку в еловом лесу. И что? А то, что напал на роскошные, маленькие, жирные и чистые полосухи — малиновые губы. Только что выросшие. Светлые. Великолепные. Это как подарок: слой полосух пошел в самом конце октября! И сейчас растут! Ау, грибники!

Сергей Ларин

 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *