«Дети нас не забывают…»
Признаюсь, с некоторым волнением шла я на встречу с супругами Колобковыми. Думалось, как встретят, захотят ли рассказывать о себе постороннему человеку. Да и возраст, уже далеко за 80, дает о себе знать. Каждый чужой человек в тягость. Но на удивление приняли очень тепло. Каждый из супругов Колобковых прошел испытание войной.
Валентина Евлампиевича уже в 17 лет одели в военную форму и отправили на шесть месяцев в учебку. По окончании в звании сержанта отправили на фронт под г. Сталино (ныне город Донецк). Всю войну Валентин Евлампиевич прослужил в зенитной части, в основном отбивали атаки немецких самолетов. Видел, как погибали товарищи, которые служили вместе с ним. Сам ветеран убежден в том, что выжил только благодаря тому, что воевал в зенитных войсках, там столько потерь не было. «Войну я закончил в Польше, — говорит Валентин Евлампиевич, — почти на границе с Германией. Но домой пришел только через пять долгих лет. Нас как опытных солдат оставили на службе в армии для обучения новобранцев. По долгу службы пришлось поездить по Украине, Белоруссии, а закончить в Грузии. А сегодня смотрю, что делается на Украине, просто сердце кровью обливается. Я ведь там был, объездил всю Украину, учил молодых». Домой вернулся Валентин Евлампиевич только 31 марта 1950 года. Было ему тогда 25 лет, нужно было начинать новую мирную жизнь. До 1956 года переходил с работы на работу, искал то, что будет по душе. Попав на орденоносный комбинат «Большевик» в прядильное производство, поработал сначала подъёмщиком на подъёмном механизме (так тогда называли грузовой лифт), а потом перевели в слесари. Так до 1976 года и работал слесарем.
На одной из вечеринок, куда он пришел со знакомыми парнями, повстречал ту, единственную, которая стала ему верной и преданной женой. «В 1954 году, — продолжает Валентин Евлампиевич, — мне уже было 28 лет. Решил — пора жениться. Да и встречались мы с Гелей уже полтора года. Чего тянуть, надо семью создавать. Вот так и живем уже полвека вместе».
Немало пришлось пережить и супруге Валентина Евлампиевича Ангелине Ивановне. Она всего на годок помоложе своего мужа. В самом начале войны её вместе с другими девушками вызвали в военкомат, одели в красноармейскую форму, посадили в поезд и повезли в Ковров на военный завод, поместили в общежитие и объявили, что после 3-месячных курсов они будут на военном заводе выпускать снаряды. На заводе к ним приставили наставника и поставили к токарному станку. «Завод был военный, — рассказывает Ангелина Ивановна, — а значит и мы считались военными. Всюду ходили только строем и с песнями. Форма-то ладно справная была, а вот на ногах — парусиновые тапки и никакой другой обуви». Освоилась девушка быстро, планы начала выполнять. За трудовые успехи её даже отметили в «Боевом листке», который регулярно вывешивали в цехе.
Узнала она, что знакомые девчонки собрались ехать домой, засобиралась тоже. К тому же застудила на работе ноги. Надо было лечить. Наставник, обучающий их токарному делу сказал, что пока они находятся на учебе, то, могут отправляться домой, наказания не будет никакого, потом будет нельзя. Считалось дезертирством.
«И вот из Коврова, — продолжает Ангелина Ивановна,- пошли мы домой. Именно пошли — пешком. Я совсем обезножила, девчонки тащили меня всю дорогу на своих плечах». Так девчушка возвратилась в свою деревню Надорожново. Сейчас этой деревни уже нет, как нет Самулихинского сельсовета. После длительного лечения стала работать в колхозе. В деревнях остались только женщины и дети, всех мужчин отправили на фронт. Помимо работы на ферме и полях приходилось молодым ездить на трудовой фронт. Возили куда-то к Палеху рыть окопы.
Жить в деревне становилось всё тяжелее, перестали выдавать натуроплату на трудодни. Все, что собирали с полей, надаивали на фермах вывозилось на фронт. Не то что скотине, самим подчас есть было нечего. И побежали люди из деревень в город, чтобы как-то выжить и детей сберечь. Уехала из деревни и Ангелина, устроилась в красильно-отделочное производство браковщиком. Позднее их переименовали в контролеров качества. На комбинате проработала более 35 лет. А выйдя на пенсию ещё до 70 лет трудилась в милиции.
Супруги Колобковы вырастили трех сыновей. Старшему 60, он готовится к выходу на пенсию, среднему сыну — 57 лет, а младшему — 54. У каждого своя семья, дети и внуки. «Дети нас не забывают, — в один голос говорят супруги, — во всем нам помогают». И не только сыновья и их жены постоянно навещают престарелых родителей, но и их дети и внуки. С гордостью Валентин Евлампиевич говорит о том, что у них уже 7 внуков и восемь правнуков. Это огромная радость для двух ветеранов войны и труда.
Вера Кузнецова