Выдающийся покоритель гоночных трасс

Думаю, не ошибусь,  если скажу, что с момента появления на Земле первого мотоцикла интерес к этому виду транспорта, особенно у мужской части населения, не ослабевает. Железная лошадка техногенного века дарит своему седоку практически те же ощущения, что и общение с живой сивкой-буркой, только усиленные многократно.  Не случайно, наверно, хороший хозяин относится к своему мотоциклу так же любовно и трепетно, как  прежний справный крестьянин к коню. Скорость, азарт, адреналин, пьянящее ощущение полёта, собственной силы и множество других ощущений и эмоций, которые словами не передать, вот что испытывает тот, кто однажды сел за руль  быстроходного железного коня и прокатился на нём с ветерком. Мотогонщики, кроссмены — особая каста: властелины скорости. Вот, где требуется настоящий мужской характер, кураж, умение рисковать!

IMG_1214

Владимир Чугунов к технике неравнодушен до сих пор.

Мотогонки пользуются огромной популярностью среди родниковцев. Но занятие это теперь не каждому по карману: современная техника стоит довольно дорого. К тому же мотоклуб «Русь», возглавляемый энтузиастом мотоспорта Николаем Жемчуговым, существует и проводит соревнования во многом на общественных началах, хотя и получает определённую поддержку у администрации района. И я хочу сегодня вернуть читателей в советские времена, когда мотоспорт был явлением массовым.

Недавно мне удалось встретиться и пообщаться с одним из самых заслуженных и давних  мотокроссменов Родников —  Владимиром Георгиевичем Чугуновым. За руль мотоцикла он сел давно, в середине 60-х, и гоняет до сих пор, только уже не по трассам, а по обычным дорогам и не для каких-то там  рекордов и демонстрации крутизны, просто ездит по делам или, к примеру, в лес за грибами.

Владимир Георгиевич, несмотря на имеющиеся высокие спортивные достижения, человек очень скромный. В мотоспорт он пришёл совсем мальчишкой. Сначала три любящие тётушки, у которых он был единственный и любимый племянник, скинулись и купили ему первый мотоцикл — «Ковровец» или К-175.  Владимиру тогда и 15 лет не было, а права давали  в 16. Стал ездить в Вичугу — там была секция мотокросса. Занимался года полтора-два. Инструктор по вождению Владимир Александрович Куликов, у которого предстояло сдавать на права, приметил парнишку, влюблённого в технику, в скорость, и поддержал его стремление совершенствоваться в гоночном мастерстве. В Родниках к тому времени  создали спорттехклуб, стали  продвигать мотоспорт. Начинали буквально с одного мотоцикла, а потом с приобретением техники начал помогать комбинат «Большевик»: каждый год покупали одну-две новых машины,  и вскоре образовался целый мотоциклетный парк.

Не разменявший ещё и второй десяток лет,  Владимир Чугунов, покатавшись в Родниках, решил круто изменить свою жизнь: покинул родимый дом, перебрался в Краснодар, устроился работать водителем на автобазу. Там мотокроссом занимались уже на более высоком уровне: если у нас в спортклубе были в основном отечественные ИЖи, краснодарцы уже вовсю рассекали на  чехословацких мотоциклах, причём достаточно мощных — с объёмом двигателя 125, 175 и даже 350 кубов, гонщики ездили на соревнования по всему югу России, по Северному Кавказу. Вернулся наш земляк на малую родину уже опытным мотокроссменом года через три. Тут его взяли в оборот  руководивший местным отделением ДОСААФ Юрий Бакулин и начальник родниковского спорттехклуба при нём  Евгений Ларюшкин. Снова начал активно заниматься спортом и участвовать в соревнованиях, а потом пригласили и на тренерскую работу.

Чугунов

Гонщик во времена своих больших спортивных побед.

К середине 70-х в клубе тоже появились чехословацкие мотоциклы: ЧЗ-250, ЧЗ-125 и ЧЗ-500,   и пришла целая плеяда  талантливых мотогонщиков — таких, как Вадим Горохов, Александр Есаулов, Вадим Белов, Евгений Безин, Николай Севастьянов, Александр Шиков, Любовь Сачкова, получившая впоследствии титул мастера спорта по кроссу, и др. Тренироваться родниковцы ездили два-три раза в месяц на трассу в Старую Вичугу: ставили  мотоциклы на грузовую машину и везли.

Владимир Чугунов числился в ДОСААФ инструктором по вождению, а на самом деле был своего рода «играющим тренером»: и  мотогонщиков к соревнованиям готовил, и сам в них участвовал. Наши спортсмены объездили тогда всю центральную Россию: покоряли трассы в Иванове, Шуе, Ярославле, Костроме, даже в Вологде побывали. Владимир Чугунов всегда был в числе лучших, а конкуренция тогда была куда серьёзней, чем сейчас: бывало, что в заезде участвовали сразу 50 гонщиков, на старте машины стояли в два ряда. Чтобы получить  высокий  спортивный разряд, Владимир Чугунов должен был занять место не ниже шестого в соревнованиях среди 40 кроссменов. С этой задачей он справился: вошёл в пятёрку лидеров и получил звание кандидата в мастера спорта СССР. Было это на трассе всесоюзного уровня под Шуей (всесоюзные соревнования «Шуйская гармонь»). Но эта же трасса впоследствии стала для Владимира Георгиевича роковой — привела его на пике спортивных достижений к досрочному завершению   карьеры. В этой гонке Чугунов  боролся за звание мастере спорта СССР с очень сильными соперниками, находившимися в фаворе у высшего спортивного начальства. В первом заезде родниковец финишировал четвёртым. Во втором, чтобы получить мастера, ему нужно было просто попасть в пятёрку лидеров. Чувствовал, что сможет. И гонка началась удачно: Владимир набрал отличную скорость, шёл одним из первых, но на одном из крутых виражей один из соперников, что называется, применил запрещённый приём — подрезал, да так, что родниковец  вылетел из седла и при падении сломал обе руки.

Лечение было долгим и мучительным. Владимир Чугунов вернулся в строй, но гонять, как прежде, уже не мог: в самые ответственные моменты: в прыжках, на поворотах — руки начали разжиматься, и это грозило новыми травмами. К тому же, в мотоспорт пришла сильная, амбициозная молодёжь. Пришлось, что называется, уступить дорогу.

Владимир Георгиевич Чугунов 43 года проработал водителем на Родниковском автотранспортном предприятии, в райпо, в Москве. Лет двадцать из них был дальнобойщиком. Но и о мотоциклах не забывает: купил себе кроссовый мотоцикл китайского производства с объёмом двигателя 250 кубов. И машины, и мотоциклы умеет ремонтировать сам, да и в вождении даже сейчас может любому показать класс. Мальчишек в мкр. Рябикова, где проживает выдающийся родниковский гонщик, тянет к нему, как магнит.

Владимир Георгиевич — хороший семьянин: с женой Татьяной Петровной они вместе уже без малого 45 лет, воспитали двоих детей — дочь Ольгу и сына Михаила. Михаил пошёл по стопам отца: он и водитель отличный (возит префекта Северного административного округа Москвы) и мотогонщик. Не исключено, что тяга к мотоциклу со временем проявится и у третьего поколения Чугуновых: подрастают два внука и две внучки.

          Ольга Ступина

 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *