Дуб, хранящий историю Родников
В конце июня в наш город приезжали московские специалисты Центра древесных экспертиз НПСА «Здоровый лес», чтобы провести исследования одного из старейших деревьев, произрастающих в Ивановской области.
С 2010 года в России реализуется программа «Деревья — памятники живой природы», которая призвана сохранить зеленые насаждения страны, имеющие культурную, историческую и экологическую ценности. Обследованные деревья заносятся в специальный реестр, отдельным экземплярам из него, по результатам голосования сертификационной комиссии, присваивается статус «Памятника живой природы».
Чтобы эксперты узнали о дереве-кандидате, на сайте rosdrevo.ru можно оставить заявку с описанием, почему оно достойно называться «Памятником». Так сделала учитель русского языка и литературы средней школы №4 Галина Перова. Она провела вместе со своим 7-в классом небольшое исследование так называемого алексеевского дуба, который растет на территории храма Александра Невского (ул. Алексеевская, д.1).
«Мы давно работаем с отцом Виталием — он много знает про город. Он показал нам это дерево, рассказал о нем — и мы с детьми заинтересовались, — говорит Галина Владимировна. — Вместе решили, что о дубе должны узнать все, и подали заявку на сайт. С дуба мы собрали желуди и посадили их — два уже прижились и высажены в почву».
По словам отца Виталия, место, где растет дуб, действительно «с историей». Дуб «видел», как строились первые дома в этом районе, прозванном Терешиха. Священнослужитель предполагает, что под сенью дуба могли отдыхать преподобная Анимаиса и священномученик Петр Лебедев.
Какие бы легенды не ходили вокруг дуба, экспертиза расставила все точки над i. Для этого и приехали московские специалисты в наш город.
На первом этапе два эксперта Центра древесных экспертиз, сертифицированные специалисты European Tree Worker Алексей Анциферов (ведущий специалист) и Андрей Черакшев с помощью профессиональных инструментов определили основные параметры дерева (номер в реестре 338) — высоту дуба, диаметр его ствола, точное местоположение и биологический вид. Затем визуально оценили состояние дерева. По наблюдениям экспертов, у дуба есть «табачные» сучья (не заросшие вовремя сломанные ветки дерева), сухие сучья, заросшие трещины и уплотнение почвы. Все это некритично, если сделать санитарную опиловку и сделать деревянный настил под деревом.
Внешний вид многое может рассказать о дереве. А как заглянуть внутрь, где кроется самая важная информация — сколько дубу лет и долго ли он еще проживет? Оказывается, существуют и такие приборы. Один из них — Resistograph (Резистограф) — помогает определить состояние древесины. «Принцип действия его основан на сверлении с помощью очень тонкого сверла. Оно погружается в ствол на 45см, — поясняет Алексей Анциферов. — В процессе этого прибор выдает распечатку — график, по которой можно определить степень целостности древесины. Процедура не вредит дереву, поскольку сверло тонкое и горячее — по мере углубления в дерево убивает грибы и бактерии, живущие в нем».
График, похожий на кардиограмму, показал, что дуб не гнилой, древесина у него плотная.
Второй прибор — бурав Пресслера — без спиливания дерева может показать, сколько ему лет. Инструмент надо вбурить на половину диаметра ствола. В нашем случае это 50 см. Когда образцы (керны) взяты с двух сторон дерева, эксперт Андрей Черакшев делает первые выводы: «Дерево находится в нормальных условиях, дает хороший прирост и широкие годичные кольца. Могу сейчас сказать, что возраст дерева не будет очень большим. Более точные результаты станут известны после лабораторных исследований».
Московские специалисты пробыли на территории храма около двух часов, в течение которых рассказали много интересного о своей работе, о местах, где они побывали и о деревьях. От нас они узнали об истории города, его названии и легендах, связанных с местечком Терешиха.
Сейчас в список «Памятников живой природы» занесено всего 133 дерева, в числе претендентов на получение такого статуса — более 300. Хочется верить, что алексеевский дуб станет природным памятником после голосования сертификационной комиссии. Хотя и без этого статуса мы точно знаем, что должны беречь дерево, которое хранит нашу историю.
Наталья Харитонкина