Благородный, талантливый, разносторонний видный деятель культуры и искусства среди нас

В амплуа режиссёра-постановщика
Когда Анатолий Малашкин окончил ГИТИС и стал работать режиссёром, его всё чаще стали приглашать в качестве постановщика массовых зрелищ на праздники в Москве и в других городах. Сказались большие организаторские способности, которые проявились ещё в ТО «Экран». Ничего не поделаешь – судьба!
Профессиональные навыки и талант Анатолия Константиновича оказались очень востребованы на государственных праздниках, на различных партийных и комсомольских мероприятиях, проводимых на Красной площади и в Кремлёвском дворце съездов, а также на больших площадках в других городах и даже за границей.
«Я построил сцену у исторического музея, потом у храма Василия Блаженного, хотя до этого было запрещено, — не без гордости говорит Анатолий Константинович. – В театре большой праздник могут ставить и репетировать месяц, два, год, а тут минимум времени и ты должен за очень короткое время направить в нужное тебе русло действия 500, 1000 человек, которые собраны со всех концов Москвы или даже со всего Советского Союза, как, например, у меня было на ВДНХ. Сводная репетиция всего одна. Сейчас музыкальная аппаратура цифровая – любой фрагмент можно прокрутить несколько раз, а тогда на весь праздник – одна большая фонограмма. Ведущие, творческие коллективы, солисты – и не дай бог, кто-то выйдет не вовремя или пойдёт не туда. И у меня на этот случай были всегда толковые помощники – числом до 10 и больше, каждый отвечал за конкретный участок работы.
Сценарии, помощников, артистов для выступлений утверждали на самом высоком уровне. Было много запретов. Так, нельзя было открывать и закрывать занавес на основной сцене во время главного действия – внизу, на первых рядах, сидят члены ЦК, Политбюро, на них может попасть пыль. Я это правило нарушил – никто ничего не сказал. На съездах комсомола построил подиум – показывал молодёжную моду от Славы Зайцева.
При всей своей востребованности как режиссёра-постановщика я не бросал и ремесла артиста оригинального жанра. У меня был реквизит, и я постоянно пополнял и его, придумывая новые фокусы. На одном из международных конкурсов фокусников мой номер с металлическими кольцами высоко оценили профессионалы со всего мира – присудили мне первое место».
В 70-80-е годы Анатолию Малашкину довелось много ездить со своими представлениями и по стране, и за её пределами (все страны соцлагеря, Африка, Азия, Латинская Америка). Его большие праздничные постановки пропагандировали социалистический образ жизни, знакомили с советской многонациональной культурой, искусством. Так, на грандиозное действо в честь дружбы советской и немецкой молодёжи в Берлин Анатолий Малашкин и около 1000 участников прибыли на специальном поезде, расположились в палатках на большом поле в пригороде. Дали серию концертов, а финал провели в Доме политпросвещения. Ведущим тогда был всем известный теперь Александр Масляков. Берлин восторженно гудел почти 10 дней. Во время советско-афганской войны Анатолий Малашкин несколько раз выезжал с представлениями в Афганистан.
Просветительский проект «Неугасимая лампада»
Семья Малашкиных православная. Маленького Толю с трёх лет приобщали к вере, водили в храм. В школе он никому об этом не говорил, прятал крестик. Вообще же, в семье у него была обязанность – ходить святить куличи в Елоховский собор, где крестили Пушкина (он был кафедральным собором, пока не восстановили храм Христа Спасителя). Позднее Анатолий Константинович долго ходил в храм Николы Угодника на Таганке, на так называемое Болгарское подворье.
И вот, будучи уже известным деятелем культуры, Анатолий Малашкин поехал в Псково-Печерский монастырь. С ним был дьякон, личный фотограф патриарха Иван Сирота – будущий митрополит Русской Православной Церкви в Америке Павел, происходивший из семьи священников этого монастыря. Поездка произвела на Анатолия Константиновича неизгладимое впечатление. Он познакомился и подружился с многими монахами и со своим спутником, который признался, что мечтает организовать в Москве выставку своих фотографий и фотографий, сделанных монахами Псково-Печерского монастыря, под названием «Неугасимая лампада». Анатолий Малашкин взялся воплотить в жизнь эту идею, но, как нетрудно догадаться, сделал это с размахом и очень необычно.
Это были времена, когда религия еще не была в центре общественного внимания, хотя у руля государства уже стоял Горбачёв, шла перестройка. Организовать выставку помог случай. В Центральном выставочном зале хотели показать произведения экстравагантного художника-импрессиониста из Голландии Яна Маккеса: он узнал, что отец Горбачёва воевал с фашизмом, написал его портрет фронтовика и подарил его и ещё несколько картин первому президенту СССР. Малашкину поручили организовать выставку совершенно не известного в стране голландца. Он съездил к художнику, заключил договор, отобрал картины. Но сразу было понятно, что публика на выставку не пойдёт. И тогда Малашкин предложил чиновникам от культуры сделать двойную экспозицию: голландца, у которого присутствует христианская символика и мотивы, и фотовыставку православных монахов. К этому необычному творческому сочетанию Анатолий Константинович добавил ещё картины любимого публикой Константина Васильева. Этого художника не пускали в большие залы, хотя народ на него всюду валом валил. Константин Васильев писал о русском народе, о былинных богатырях, о православных святых – невероятно красиво, ярко. К сожалению, жизнь художника рано оборвалась. И вот с лёгкой руки Анатолия Малашкина в Центральном выставочном зале, на пространстве в 7000 квадратных метров — огромная художественная экспозиция-каре: друг напротив друга советский и голландский художники, а между ними – замечательные фотографии монахов Псково-Печерского монастыря.
Малашкин первым ввёл в выставочное пространство выступления артистов и разных знаменитых людей, музыкантов, небольшие театральные представления – они шли каждые два часа. В общем, превратил выставку в настоящее представление, зрелище.
В первый же день выставку «Неугасимая лампада» посетили все руководители Минкульта, Правительства Москвы, Академии художеств. Потом её показали в программе «Время». И уже на второй день вокруг Центрального выставочного зала толпилось два кольца людей, которые желали попасть на выставку. Через 10 дней число посетителей перевалило за 100 тысяч. Это был успех!
«Я потом на основе этой выставки делал отдельные экспозиции – монахи дали мне для них не только свои фото, но и уникальные вещи, в том числе времён Ивана Грозного, книги, иконы, драгоценности. Сам лично привозил их в холщовых мешках и коробках. И снова выставки имели большой успех, — делится Анатолий Константинович. — Так родился мой проект пропаганды православной культуры и традиций «Неугасимая лампада». Название монахи мне подарили ради благого дела». В этом проекте Анатолий Малашкин знакомил соотечественников с произведениями многих мастеров кисти, которые в своём творчестве так или иначе обращались к православным сюжетам и мотивам. Так, на избрание патриарха Алексия II была подготовлена выставка на основе христианского цикла Василия Поленова. Художник побывал на Святой Земле и прошёл босиком весь крестный путь Христа. Хотел издать Евангелие с репродукциями своих картин. На этой выставке побывал и председатель Правительства Николай Рыжков, и сам новоизбранный патриарх Алексий II, и ещё многие знаменитые и влиятельные люди. Её тоже показали по ТВ. Это был 90-й год».
Из гущи светской жизни – к тихой пристани
Анатолий Константинович по роду деятельности был знаком со многими знаменитыми и влиятельными людьми: выдающимися артистами театра, кино, эстрады, певцами, композиторами и режиссёрами, общественными и политическими деятелями. Так, он очень тепло отзывается о Раисе Горбачёвой, которая тогда занимала пост советника по культуре. По словам Анатолия Малашкина, она была очень человечной и высокообразованной женщиной, хорошо разбиралась в живописи. Юрий Лужков запомнился ему как умелый организатор, невероятно работоспособный, энергичный мэр, много сделавший для столицы. С принцем Кентским – братом английского короля, очень похожим на Николая II, имеющем русские корни, Анатолий Константинович договаривался о русском празднике в Великобритании – говорили по-русски. Со Славой Зайцевым готовил модные показы. А самая настоящая дружба, длящаяся уже много лет, со времен совместной работы в фильме «Принцесса цирка», связывает Малашкина с выдающимся кинорежиссёром и актрисой Светланой Дружининой и её супругом Анатолием Мукасеем.
Благодаря одному из своих многочисленных знакомых Анатолий Константинович и оказался у нас в районе – купил домик в селе Межи, а сейчас решил перебраться в Парское, где побольше народу, есть действующий храм и приход. Кроме того, это село связано с именем князей Голицыных — предков Анатолия Константиновича, а значит, — вдвойне родное.
Ольга Ступина













