«Родники – Текстиль»: как сохранить традиции и успешно развиваться

В нашей стране много текстильных предприятий, в том числе с богатой историей и колоссальным производственным опытом. Но далеко не все нашли себя в новых реалиях, смогли мобилизоваться и идти в ногу со временем. Предприятию «Родники – Текстиль» это удалось. В преддверии 205-летнего юбилея мы поговорили с генеральным директором компании Игорем Смугаловым об истории и современности нашего родного для многих родниковцев комбината.
— Игорь Борисович, у предприятия богатейшая история и сильные традиции, которые уходят в глубину веков. В чём, на Ваш взгляд, секрет успеха того дела, которое два века назад заложили фабриканты Красильщиковы?
— Текстильной истории и текстильным традициям в нашем городе уже много лет. В этом году в День текстильщика мы будем праздновать 205 лет комбинату. Отсчёт идёт с 1820 года, когда Михаил Красильщиков официально зарегистрировал предприятие. Но истоки текстильного дела в нашем городе ещё глубже. Реальным отцом-основателем можно считать Григория, того самого по прозвищу Красильщик, который заложил основу предприятия. Григорий, которого по нынешним меркам можно было бы назвать индивидуальным предпринимателем, оказался очень смышлёным человеком. Он скупал у всех полотно, сам его красил и продавал. Причём он скупал полотно на год вперёд и размещал заказы.
Надо сказать, что испокон веков в Родниках развивалось именно однотонное крашение. Это считалось более сложным ремеслом, чем набивные практики, которые применялись в мануфактурах Иванова и Шуи. Я как современный человек скажу: «Да, это сложнее». Потому что нужно очень внимательно относиться к сырью. Вот возьмёшь суровьё, а там ниточка другого оттенка, в готовье она будет сильно видна, даже в чёрном цвете. Настолько это чувствительно и заметно. А пигментная печать все проблемы закрывает. Поэтому практика однотонного крашения очень сложна, но у нас научились её хорошо применять.
— Как используете те традиции, которые заложены основателями предприятия?
— Предприятие всё своё существование постоянно развивалось. Цеха оснащались самым современным, на тот момент оборудованием, которое позволяло использовать самые современные технологии. Очевидно, что мы опираемся на сложившийся опыт. Как без этого? Но нельзя сказать, что мы используем старые практики. За последнее время предприятие сильно развилось: и технологии поменялись, и станки стали другими, более скоростными, и красильные машины совершенно другие, и требование к качеству с течением времени сильно выросло. Очевидно, что предприятие постоянно эволюционировало, выходя на лидирующие позиции. Быть постоянно в топе — большая работа. Как таковой стабильности вообще нет. Если ты стараешься что-то удержать, то непременно будешь падать. Почему? Потому что конкуренты будут расти, и ты будешь падать относительно конкурентов – это точно. Поэтому на предприятии всегда использовали различные инновации.
Если двигаться ближе к современности, то особой вехой в судьбе предприятия было время, связанное с советским периодом: в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы комбинат Большевик демонстрировал стремительный взлет и стал одним из крупнейших текстильных предприятий в Советском Союзе.
Модернизация продолжилась в 70-е и 80-е годы — это было постоянно. Мы пропустили, наверное, только конец 90-х, а в 2000-х было начало нового этапа развития. То есть процесс развития шёл непрерывно.
— Вы упомянули 90-е годы, как удалось сохранить предприятие в это лихое время?
— Мне трудно сказать, я тогда здесь не работал. Но то, что это был очень сложный период, однозначно. Мне кажется, что всё сохранилось, благодаря традициям. Я думал, как это было возможно? Но это, на мой взгляд, тоже определённая культура воспитания, традиции, благодаря которым люди делали хорошо свою работу. Они привыкли работать на совесть. Казалось бы, страна рушится, мир становится совершенно другим, но они знают, что нужно продолжать делать свою работу хорошо. И эти традиции, которые были заложены ранее, конечно, помогли предприятию в 90-е. А ещё, наверное, харизма Юрия Фёдоровича Рыбина, который руководил комбинатом в то время. Я лично с ним не был знаком, но говорят, он был очень сильной личностью. Но и опять же — это своего рода культура и традиции, которые применимы к руководящему персоналу. Если он сильная личность – то знает, что хорошо, а что плохо. Хорошо — делать качественный продукт, стараться его продавать, а плохо – сложить руки и растерзать предприятие.
— Игорь Борисович, расскажите, чем сейчас живёт предприятие?
— Мы продолжаем традиции постоянного развития и совершенствования. И если говорить про современную историю, то мы целиком обновили ткацкое производство, в 2016 году запусти производство махровых изделий и портьер. Сейчас у нас идёт комплексная модернизация красильно-отделочного производства. Думаю, что к концу года эту работу завершим. Ну и мы возрождаем прядильное производство. Оно уже почти готово, но возникли некоторые строительные нюансы. К сожалению, не успели к юбилею. Я очень хотел ко Дню текстильщика сказать, что запустили, но пока не могу. Нужно всё-таки всё завершить.
— Почему возникла потребность запустить собственное прядильное производство?
— А здесь опять можно провести параллель. Прядильное производство исторически на предприятии тоже не сразу было образовано. Сначала пряжу покупали, а потом возникло желание и потребность создать свою. Наверное, для того, чтобы стать более независимыми. Наши мотивы в том, что мы ориентируемся на спецткани для рабочей одежды. Собственное прядильное производство позволяет нам быть более гибкими в выборе структур пряжи, разных смесовых составов. В этом и есть основная потребность. Быть гибче, и иметь возможность делать то, что не умеют другие. Прядение – это возможность разнообразия в ассортиментном плане и гибкого перестроения. Что такое гибкость? Когда производство у нас, то через неделю мы имеем новую пряжу. А когда производство в Китае, то после того, как мы осознаём необходимость выпуска, новую ткань мы получим только месяца через 3—4.
— Развитие предприятия невозможно представить без эффективной команды, которая трудится, чтобы добиться результата. Как вам удаётся сохранить людей и привлекать новых сотрудников?
— Да, люди определяют, каким будет предприятие и у нас просто лучший коллектив! Кадровый состав пополняется и мы выстроили процессы так, чтобы новички быстро вливались в коллектив. Кто-то думает, что инвестиции определяют развитие предприятия, а я считаю, что инвестиций не будет, если нет коллектива, который сможет их воплотить в жизнь. Это некий симбиоз. Мы ценим людей, с которыми работаем, даём возможность профессионального роста, организуем интересный досуг, где наши сотрудники участвуют семьями, проводим детские праздники. Это позволяет нам крепче объединиться и быть одной дружной командой.
— Игорь Борисович, чтобы Вы пожелали работникам предприятия в канун профессионального праздника и славного юбилея?
— В богатой истории нашего предприятия мы видим сильные традиции, которые позволили родниковским текстильщикам на протяжении десятков лет занимать лидирующие позиции в отрасли. Мы благодарны ветеранам комбината за их самоотверженный труд и опыт наставничества, который они передали молодому поколению. Сейчас наши работники – профессионалы своего дела, уверенные в своих силах и готовые к быстрым изменениям ассортимента. Самое важное – мы дружный и сплочённый коллектив, готовый к любым вызовам.
Хочу выразить слова благодарности всем сотрудникам предприятия за то, что верны профессии текстильщика и родному предприятию! Уверен, что мы с вами отметим ещё не один юбилей нашего любимого предприятия «Родники – Текстиль»! Желаю всем крепкого здоровья, благополучия вам, вашим родным и близким.
С праздником!
Беседовала Ольга Сахарова