Обращение с ТКО и модернизация инфраструктуры ЖКХ – в центре внимания Совета законодателей
Заседание Совета законодателей Российской Федерации, состоявшееся в декабре, было посвящено вопросам обращения с твёрдыми коммунальными отходами и модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры. К дискуссии подключились сенаторы, депутаты Государственной Думы, руководители органов законодательной власти регионов, представители правительства России и экспертного сообщества. В мероприятии приняла участие председатель Ивановской областной Думы Марина Дмитриева.
Марина Авенировна, как на федеральном уровне оценивают положение дел в сфере ЖКХ, какие важные заявления прозвучали на Совете законодателей?
Как отметила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, темы обращения с ТКО и модернизации инфраструктуры ЖКХ тесно связаны между собой. По ее словам, на так называемую «мусорную реформу» возлагались большие надежды. Предполагалось, что по всей стране будет выстроена чёткая система по сбору, сортировке, переработке и утилизации отходов. Однако сложившаяся ситуация не удовлетворяет ни руководство страны, ни федеральных парламентариев.
Сейчас при содействии российского правительства процесс перезапущен. Создан федеральный штаб при Минприроды. В каждом субъекте РФ созданы региональные штабы во главе с губернаторами.
На заседании Совета законодателей с докладом о состоянии и перспективах развития системы обращения с ТКО выступил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Патрушев. Он обозначил ряд проблем и отметил положительные моменты. По его словам, за шесть лет проведения реформы в 5 раз выросли объемы сортировки, появились 280 объектов для обработки и утилизации ТКО, созданы порядка 180 региональных операторов, в каждом субъекте РФ утверждены территориальные схемы обращения с отходами, для координации процессов был создан Российский экологический оператор. Тем не менее, по его словам, динамика процессов оставляет желать лучшего.
Какие конкретно проблемы видят чиновники в первую очередь?
В своем выступлении Министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов рассказал о существующей схеме сбора и переработки ТКО, обратил внимание на текущие потребности отрасли. Среди важных проблем было названо отсутствие ответственности региональных операторов за эксплуатацию и содержание контейнерных площадок. Также остается проблема сортировки и создания современных мощностей по переработке отходов. Мы это видим и на примере Ивановской области. В адрес депутатов часто поступают обращения от жителей о ненадлежащем содержании контейнерных площадок, о том, что мусор не вывозится вовремя.
Кстати, одной из существенных причин такого положения дел в зимнее время является невозможность спецтехники подъехать к местам накопления ТКО изза припаркованного автотранспорта. За прошлую зиму зафиксировано три тысячи таких случаев.
Для изменения ситуации депутаты Ивановской областной Думы в этом году приняли закон, устанавливающий административную ответственность за подобные нарушения. Протоколы по данному составу будут составлять должностные лица органов местного самоуправления, а дела рассматривать административные комиссии. Посмотрим, как закон будет работать на практике, при необходимости внесем в него дополнительные изменения.
Вероятно, пробуксовка «мусорной реформы» требует более системных решений. Меняется ли федеральное законодательство в этой сфере?
Вы совершенно правы, и такие инициативы уже запущены. На рассмотрении в Государственной Думе находятся разработанные парламентариями законопроекты о спецтранспорте для вывоза отходов, о контейнерных площадках, об обращении со строительными отходами. Подготовлены ещё несколько инициатив по решению проблемы несанкционированных свалок и обеспечению регионов инфраструктурой обращения с отходами.
Валентина Матвиенко призвала региональных депутатов выходить с инициативами о внесении поправок в законодательство. По ее словам, нужно продолжать донастройку региональной нормативной базы, если там остаются пробелы. Будем последовательно над этим работать.
Марина Авенировна, какие еще вопросы обсуждались на Совете законодателей?
По прозвучавшей информации, в рамках нового национального проекта «Инфраструктура для жизни» будет реализован федеральный проект «Модернизация коммунальной инфраструктуры». Общий объём его финансирования до 2030 года составит порядка 4,5 триллиона рублей. Средства беспрецедентные, и важно распорядиться ими максимально эффективно. Валентина Матвиенко подчеркнула: отопление, свет, вода – всё должно работать без сбоев и в мегаполисе, и в самом маленьком посёлке.
Федеральными органами власти предусмотрен значительный набор мер, направленных на поддержку регионовв вопросах обновления коммунального хозяйства. Но назрела необходимость разработки федеральной комплексной программы модернизации коммунальной инфраструктуры. Регионам рекомендовано ускорить работу по формированию комплексных планов модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Нужно сформировать единую базу данных о техническом состоянии объектов коммунальной инфраструктуры и ее собственниках, чтобы решать вопросы в порядке их первоочередности.
Для Ивановской области вопросы модернизации коммунальной инфраструктуры крайне актуальные. Как они решаются?
С 2021 года у нас реализуется региональная программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры». Ежегодно она финансируется в объёме от 100 до 200 млн рублей. Поэтапно идет замена ветхих сетей, проводится ремонт котельных, канализационных напорных станций.
С этого года в Ивановской области запущена программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 20232027 годы», которая реализуется с привлечением средств Фонда развития территорий. Здесь уже финансирование существенно больше. На решение текущих задач в этом году направлено более 920 млн рублей. Реализуются значимые проекты строительства централизованной системы водоотведения в Кинешме, строительства очистных в Палехе.
На будущий год на реализацию государственной программы «Обеспечение услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области» в бюджете заложено более 1,1 млрд рублей. В том числе 146 млн рублей на модернизацию инфраструктуры ЖКХ. Важно, чтобы эти средства позволяли эффективно решать поставленные задачи. Главное, чтобы эта работа была последовательной и системной.