«Выжили, потому что верили в Победу!»

В эти январские дни мы вспоминаем беспримерный подвиг ленинградцев, отстоявших свой город от врага в годы Великой Отечественной войны ценой жестоких лишений и героического труда, и 80­летие полного освобождения города на Неве от фашистской блокады.

В планах гитлеровцев было захватить Ленинград мощным наступлением своих войск. Когда этот план не удался, они замкнули город в крепкое кольцо и начали морить население голодом, уничтожать обстрелами и бомбёжками. Блокада длилась почти 900 дней и унесла жизни огромного числа горожан. Но город выстоял. Дух ленинградцев, их вера в победу не были сломлены! 

 Среди тех, кто пережил страшные дни блокады, было немало наших земляков.  Среди них и Зоя Петровна Минеева, которая оставила об этих страшных днях  пронзительные, рвущие душу воспоминания.

 Война застала её в Ленинграде. Муж­моряк в первые же дни ушёл защищать Родину. Маленький сын, к счастью, был в то время у родных в глубоком тылу. На третий день войны Зою Петровну, тогда ещё молодую, полную сил женщину, отправили копать противотанковые рвы. «Я попала под город Мгу, ­ вспоминала Зоя Петровна. – Днём копали, а ночью прятались от немецких самолётов, расстреливали из пулемётов. Кошмар! Вокруг раненые, убитые, везде кровь». Наконец им разрешили возвратиться в город. Шли вместе с беженцами, ночами. Дошли не все. В Ленинграде Зоя Петровна работала в команде домоуправления. Гасила зажигательные бомбы, спасала раненых.

И вот началась блокада. Голод. Ввели талоны. И на них сначала давали не только хлеб, но и жиры, что­то мясное, сладкое. А вскоре осталось только 200 г хлеба. И норму постоянно уменьшали. Да и муки в этом хлебе постепенно осталось всего ничего. «Лекарство от смерти»,­ горько шутили ленинградцы. Зою Петровну на первых порах поддерживал муж. Его корабль стоял в порту, и он умудрялся передать ей  то сухарики, то что­то ещё. Но вскоре война их разлучила навсегда.

 Дом, где жила Зоя Петровна, разбомбили. Перебрались в детский сад, на крохотную кухню. Жили на Охте (окраине города) и спасались тем, что собирали ботву, крапиву. Покупали за 100 рублей плитки столярного клея – варили что­то вроде студня. Но и этого не стало. Смерть стала привычной, массовой. Люди тихо умирали в своих квартирах, падали на улицах и уже не подымались.

Однажды им с соседками вскладчину удалось выменять на остатки хлеба дохлую собаку. Почти месяц жили на таком вот мясном бульоне. Одна соседка, жившая с двухлетним сыном, однажды ушла и долго не появлялась. Вернувшись, переступила порог, сделала несколько шагов и умерла, а ребёнок её всё звал и звал, тормошил, не понимая, что мамы больше нет. Женщины держались дольше из­за детей, а мужчины порой  теряли волю к жизни, а то и рассудок. И всё­таки большинство оставалось людьми даже в этих  условиях, потому что верили – обязательно победим.

Зоя Петровна Минеева выжила.  Дожила до окончательного снятия блокады, до Победы. И вообще прожила долгую, счастливую жизнь. Словно в награду за все испытания. В начале 90­х годов прошлого века её нашла награда – медаль «За оборону Ленинграда».

Подготовила Ольга Стасова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *