«Современные студенты более свободны и самостоятельны»

Какими видит современный  преподаватель ВУЗа своих воспитанников-­студентов? И чем нынешнее поколение обучающихся в высшей школе отличается от предыдущих? Об этом мы спросили доктора филологических наук, профессора ИвГУ Арсена Хуснутдинова.

­ Мне нравится нынешнее поколение студентов, причем с каждым годом все больше и больше, ­ сказал нам Арсен Александрович. ­ Современные студенты образованнее, умнее, у них более широкий кругозор (знания из самых различных областей), они толерантны, т.е. весьма терпимо относятся к чужим мнениям, которые они не разделяют, действиям, поведению и т.д.

Современные студенты более свободны и самостоятельны: если поставить задачу и показать возможные пути ее решения, составить «дорожную карту», то опеки и постоянного контроля со стороны преподавателя обычно не требуется. Чаще всего получившие задание студенты приходят уже с конечным результатом; на промежуточных этапах обращаются к преподавателю обычно в случаях, когда объем материала для обработки велик и разнообразен или обнаруживается несколько возможных способов решения задачи.

Современный студент, как правило, ориентирован на конкретную цель. Если у нас, выпускников советских школ, была цель — учиться, учиться и учиться, чтобы стать всесторонне и гармонично развитым человеком (независимо от осваиваемой профессии), то нынешние студенты учатся для того, чтобы научиться что­то делать или быть готовым заниматься каким­либо видом деятельности. (Наверное, поэтому сейчас весьма популярен метод проектов.) Обратная сторона такого подхода, на мой взгляд, заключается в, так сказать, прохладном отношении к информации, которая в данный момент не востребована.

Современный студент учебу рассматривает как необходимый этап, дающий, во­первых, допуск к определенному виду деятельности (диплом о высшем образовании) и, во­вторых, возможность успешно работать в этой области (реализация себя).

Работать с нынешним поколением студентов не труднее и не легче, чем с поколением предыдущим. Только преподавателю нужно иметь в виду, что у современного студента несколько другие приоритеты, и соответствующим образом перестраивать читаемые курсы. Отмечу также, что у современного студента КПД выше: он работает быстрее и делает больше. (Безусловно, этому в немалой степени способствует и то, что сейчас значительно больше возможностей для учебы и творчества.)

Студенты всегда — и современные тоже — очень ценят, когда показывается, что знания, получаемые на занятиях, нужны не только для успешной сдачи зачета или экзамена, но и для жизни.  Наверное, со временем у каждого преподавателя набирается «копилка» рассказов о случаях из жизни, которые «к слову» вспоминаются на занятиях. (Кстати, в таких случаях материал осваивается легче и запоминается лучше.)

Еще отличие — к преподавателю современные студенты относятся не как к учителю (по линии учитель — ученик), а как к старшему партнеру, который что­то знает лучше и у которого можно чему­то научиться. Поэтому нынешние студенты самостоятельны и не страшатся проблем: их больше волнует не сложность проблемы, а вопрос о том, что и как нужно сделать, чтобы проблему решить. И здесь как раз нужен преподаватель…

Студент века минувшего был убежден, что в учебных программах содержится все, что необходимо для освоения специальности. Поэтому программу нужно освоить полностью: пропущенное занятие — пробел в знаниях и подготовке в целом, который можно восполнить лишь самостоятельным изучением темы и отчетом перед преподавателем. Студент века нынешнего к содержанию и структуре учебной программы относится иначе: то, что, по его мнению, надо освоить, он освоит и без убеждения или принуждения со стороны преподавателя, причем часто выходит (иногда очень далеко) за пределы программы. То, что в программе, по его мнению, не столь важно, он будет осваивать по принципу минимальной достаточности. Вероятно, по этой причине обучение студентов по индивидуальной программе раньше было редким исключением, сейчас обучение по индивидуальной траектории — обычное дело.

На мой взгляд, самое важное изменение в отношениях преподавателя и студента следующее: студент из пассивного «обучаемого» превращается в активного «обучающегося», а вместе они становятся коллегами, которые работают над решением общих задач.

Для справки:

Арсен Александрович Хуснутдинов – доктор филологических наук, профессор кафедры  отечественной филологии Гуманитарного института Ивановского государственного университета, крупный специалист в области русской фразеологии.Работает в ИвГУ почти 35 лет (с 1989 г.). Прошел путь от ассистента до профессора. 13 лет возглавлял кафедру современного русского языка и методики преподавания. Подготовил к защите более 130 дипломников (специалистов, бакалавров, магистрантов) и 11 кандидатов филологических наук.  Его жена Елена Наполеоновна Золина – кандидат филологических наук, много лет преподавала в ИГХТУ. Сфера её научных интересов – немецкая филология.  Несколько лет назад супруги вместе с дочерью Александрой составили словарь  крылатых выражений, которым исключительно богата речь нашего известного земляка, бывшего главного ветеринарного врача Родниковского района Наполеона Семёновича Золина – отца Елены. Этот уникальный научный труд под названием «Фразеологический лексикон коренного сельского жителя Ивановской области» вышел в свет в 2019 году и есть в библиотеках нашего района.

Подготовила

Ольга Ступина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *