«Современные студенты более свободны и самостоятельны»
Какими видит современный преподаватель ВУЗа своих воспитанников-студентов? И чем нынешнее поколение обучающихся в высшей школе отличается от предыдущих? Об этом мы спросили доктора филологических наук, профессора ИвГУ Арсена Хуснутдинова.
Мне нравится нынешнее поколение студентов, причем с каждым годом все больше и больше, сказал нам Арсен Александрович. Современные студенты образованнее, умнее, у них более широкий кругозор (знания из самых различных областей), они толерантны, т.е. весьма терпимо относятся к чужим мнениям, которые они не разделяют, действиям, поведению и т.д.
Современные студенты более свободны и самостоятельны: если поставить задачу и показать возможные пути ее решения, составить «дорожную карту», то опеки и постоянного контроля со стороны преподавателя обычно не требуется. Чаще всего получившие задание студенты приходят уже с конечным результатом; на промежуточных этапах обращаются к преподавателю обычно в случаях, когда объем материала для обработки велик и разнообразен или обнаруживается несколько возможных способов решения задачи.
Современный студент, как правило, ориентирован на конкретную цель. Если у нас, выпускников советских школ, была цель — учиться, учиться и учиться, чтобы стать всесторонне и гармонично развитым человеком (независимо от осваиваемой профессии), то нынешние студенты учатся для того, чтобы научиться чтото делать или быть готовым заниматься какимлибо видом деятельности. (Наверное, поэтому сейчас весьма популярен метод проектов.) Обратная сторона такого подхода, на мой взгляд, заключается в, так сказать, прохладном отношении к информации, которая в данный момент не востребована.
Современный студент учебу рассматривает как необходимый этап, дающий, вопервых, допуск к определенному виду деятельности (диплом о высшем образовании) и, вовторых, возможность успешно работать в этой области (реализация себя).
Работать с нынешним поколением студентов не труднее и не легче, чем с поколением предыдущим. Только преподавателю нужно иметь в виду, что у современного студента несколько другие приоритеты, и соответствующим образом перестраивать читаемые курсы. Отмечу также, что у современного студента КПД выше: он работает быстрее и делает больше. (Безусловно, этому в немалой степени способствует и то, что сейчас значительно больше возможностей для учебы и творчества.)
Студенты всегда — и современные тоже — очень ценят, когда показывается, что знания, получаемые на занятиях, нужны не только для успешной сдачи зачета или экзамена, но и для жизни. Наверное, со временем у каждого преподавателя набирается «копилка» рассказов о случаях из жизни, которые «к слову» вспоминаются на занятиях. (Кстати, в таких случаях материал осваивается легче и запоминается лучше.)
Еще отличие — к преподавателю современные студенты относятся не как к учителю (по линии учитель — ученик), а как к старшему партнеру, который чтото знает лучше и у которого можно чемуто научиться. Поэтому нынешние студенты самостоятельны и не страшатся проблем: их больше волнует не сложность проблемы, а вопрос о том, что и как нужно сделать, чтобы проблему решить. И здесь как раз нужен преподаватель…
Студент века минувшего был убежден, что в учебных программах содержится все, что необходимо для освоения специальности. Поэтому программу нужно освоить полностью: пропущенное занятие — пробел в знаниях и подготовке в целом, который можно восполнить лишь самостоятельным изучением темы и отчетом перед преподавателем. Студент века нынешнего к содержанию и структуре учебной программы относится иначе: то, что, по его мнению, надо освоить, он освоит и без убеждения или принуждения со стороны преподавателя, причем часто выходит (иногда очень далеко) за пределы программы. То, что в программе, по его мнению, не столь важно, он будет осваивать по принципу минимальной достаточности. Вероятно, по этой причине обучение студентов по индивидуальной программе раньше было редким исключением, сейчас обучение по индивидуальной траектории — обычное дело.
На мой взгляд, самое важное изменение в отношениях преподавателя и студента следующее: студент из пассивного «обучаемого» превращается в активного «обучающегося», а вместе они становятся коллегами, которые работают над решением общих задач.
Для справки:
Арсен Александрович Хуснутдинов – доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной филологии Гуманитарного института Ивановского государственного университета, крупный специалист в области русской фразеологии.Работает в ИвГУ почти 35 лет (с 1989 г.). Прошел путь от ассистента до профессора. 13 лет возглавлял кафедру современного русского языка и методики преподавания. Подготовил к защите более 130 дипломников (специалистов, бакалавров, магистрантов) и 11 кандидатов филологических наук. Его жена Елена Наполеоновна Золина – кандидат филологических наук, много лет преподавала в ИГХТУ. Сфера её научных интересов – немецкая филология. Несколько лет назад супруги вместе с дочерью Александрой составили словарь крылатых выражений, которым исключительно богата речь нашего известного земляка, бывшего главного ветеринарного врача Родниковского района Наполеона Семёновича Золина – отца Елены. Этот уникальный научный труд под названием «Фразеологический лексикон коренного сельского жителя Ивановской области» вышел в свет в 2019 году и есть в библиотеках нашего района.
Подготовила
Ольга Ступина