Как священники и миряне Ленинграда приближали его освобождение от блокады
Через неделю с небольшим после Святого Богоявления, 27 января, отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Это судьбоносное не только для жителей города на Неве, но и для всей нашей страны событие произошло 80 лет назад. 27 января 1944 года в результате Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции немецкофашистские войска под Ленинградом (ныне – Санкт-Петербургом) были окончательно разгромлены, а блокада города снята. Среди героических защитников и освободителей северной столицы было немало и наших земляков. Некоторым довелось пережить все ужасы блокады, потерять родных и друзей. В память об этих людях наша сегодняшняя публикация:
«Ленинград, 7 января 1944: Православные верующие отмечали Рождество, молясь о победе.
Во всех действовавших храмах блокадного Ленинграда были совершены божественные литургии. В годы Великой Отечественной войны священослужители не только молились о воинах, сражающихся за Родину, но и организовали собственный сбор средств в Фонд обороны.
Патриотическая позиция Русской Православной церкви не только способствовала возвращению людей к вере, но и заставила власти изменить отношение к этому институту и разрешить официально деятельность религиозных учреждений в Советском государстве.
Перед Рождеством 1944 года к клиру и верующим жителям города на Неве, Новгородской и Псковской областей обратился митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), впоследствии Патриарх Всея Руси Алексий I:
«Враги наши свои неудачи думают вознаграждать ограблением беззащитных, уничтожением оставляемых ими городов и селений, истязанием и истреблением многих тысяч русских людей, не пожелавших им покориться; но все это не может отвратить или отдалить занесенный уже над ними меч суда Божия. И скоро этот меч опустится на все преступные головы».
«Мы верим, что новый 1944 год принесет вам избавление от ига злобного фашизма, и великий Новгород, и Псков, и всю землю нашу снова озарит солнце радости бытия и счастья свободы», говорилось в обращении митрополита.
Историки свидетельствуют, что на протяжении всей блокады богослужения в ленинградских храмах проходили при большом стечении народа. Причем, обращение к религии и Церкви в осажденном городе носило более массовый характер, чем в остальных районах страны.
В блокадном Ленинграде храмы способствовали укреплению духовных сил жителей и защитников города, а также сбору материальных средств в Фонд обороны страны.
Обязательными стали специальные молитвы о даровании победы воинству (Красной Армии) и об избавлении томящихся во вражеской неволе они были включены в чин божественной литургии. Существовал также особый молебен, получивший название «Молебен в нашествие супостатов», который исполняли в годы Отечественной войны 1812 года. К памяти первой Отечественной войны в те дни обращались нередко, и многие красноармейцы, бывая в Ленинграде, непременно посещали Казанский собор, где на могиле прославленного полководца Михаила Кутузова, давали клятвы на верность Отечеству.
Сами священнослужители получали паек по самой скромной иждивенческой карточке, и их ряды тоже редели изза голодных смертей, особенно первой блокадной зимой.
Не только молитвой сражались с врагом священники города на Неве, разделившие судьбу своей паствы. С первых дней войны многие молодые священнослужители ушли в армию, народное ополчение, на оборонное строительство. Те, кто остался в городе, пополнили ряды бойцов МПВО, выполняли городские общественные работы, оказывали помощь людям.
11 октября 1943 года впервые за все годы советской власти 12 ленинградских священнослужителей были награждены правительственной наградой медалью «За оборону Ленинграда». Одним из кавалеров этой медали был и митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), а вместе с ним были награждены еще 5 клириков Никольского собора.
В обязательном порядке священнослужители участвовали в противовоздушной обороне города. Клирики Никольского собора при каждой бомбежке несли дежурство на крыше храма. Однако этому собору повезло серьезных повреждений от бомбардировок города он не получил.
Активно шла патриотическая работа Церкви. Священнослужители вспоминали, что в блокадном Ленинграде «все прихожане… были охвачены искренним и горячим стремлением… делать все возможное и как можно лучше то, что они умеют делать для славы нашей великой Родины, для дела победы».
«Гитлеровцы рассчитывали устрашить нас своими бандитскими налетами, сломить нашу волю к сопротивлению, расстроить наши ряды. Добились же они того, что все слои населения сплотились в одно целое для отпора подлому врагу. Некоторые из верующих сначала еще думали, что гитлеровцы уважают веру и Церковь, но жестокая бомбардировка города и налет аэропланов в Великую пасхальную ночь пред светлой заутреней, когда пострадал и наш собор, раскрыл всем глаза на истинный лик носителей «нового порядка» в Европе», писал священнослужитель КнязьВладимирского собора, подписавшийся просто «Ленинградец».
Освобождение города от вражеской блокады верующие отмечали торжественно и празднично, вспоминали современники. С благословения митрополита Алексия во всех храмах города 27 января были совершены благодарственные молебны. Традиция поминать жертв блокады сохранилась в церквях города и в последующие годы».
(По материалам Фонда военноисторического кино)