Как священники и миряне Ленинграда приближали его освобождение от блокады

Через неделю с небольшим после Святого Богоявления, 27 января,  отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. 

Это судьбоносное не только для жителей города на Неве, но и для всей нашей страны событие произошло 80 лет назад. 27 января 1944 года в результате Ленинградско­-Новгородской стратегической наступательной операции немецко­фашистские войска под Ленинградом (ныне – Санкт­-Петербургом) были окончательно разгромлены, а блокада города ­ снята. Среди героических защитников и освободителей  северной столицы было немало и наших земляков. Некоторым довелось пережить все ужасы блокады, потерять родных и друзей. В память об этих людях  ­ наша сегодняшняя публикация:

«Ленинград, 7 января 1944: Православные верующие отмечали Рождество, молясь о победе.
Во всех действовавших храмах блокадного Ленинграда были совершены божественные литургии. В годы Великой Отечественной войны священослужители не только молились о воинах, сражающихся за Родину, но и организовали собственный сбор средств в Фонд обороны.
     Патриотическая позиция Русской Православной церкви не только способствовала возвращению людей к вере, но и заставила власти изменить отношение к этому институту и разрешить официально деятельность религиозных учреждений в Советском государстве.
     Перед Рождеством 1944 года к клиру и верующим жителям города на Неве, Новгородской и Псковской областей обратился митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), впоследствии Патриарх Всея Руси Алексий I:
    «Враги наши свои неудачи думают вознаграждать ограблением беззащитных, уничтожением оставляемых ими городов и селений, истязанием и истреблением многих тысяч русских людей, не пожелавших им покориться; но все это не может отвратить или отдалить занесенный уже над ними меч суда Божия. И скоро этот меч опустится на все преступные головы».
    «Мы верим, что новый 1944 год принесет вам избавление от ига злобного фашизма, и великий Новгород, и Псков, и всю землю нашу снова озарит солнце радости бытия и счастья свободы», ­ говорилось в обращении митрополита.
  Историки свидетельствуют, что на протяжении всей блокады богослужения в ленинградских храмах проходили при большом стечении народа. Причем, обращение к религии и Церкви в осажденном городе носило более массовый характер, чем в остальных районах страны.
   В блокадном Ленинграде храмы способствовали укреплению духовных сил жителей и защитников города, а также сбору материальных средств в Фонд обороны страны.
     Обязательными стали специальные молитвы о даровании победы воинству (Красной Армии) и об избавлении томящихся во вражеской неволе ­ они были включены в чин божественной литургии. Существовал также особый молебен, получивший название «Молебен в нашествие супостатов», который исполняли в годы Отечественной войны 1812 года. К памяти первой Отечественной войны в те дни обращались нередко, и многие красноармейцы, бывая в Ленинграде, непременно посещали Казанский собор, где на могиле прославленного полководца Михаила Кутузова, давали клятвы на верность Отечеству.
  Сами священнослужители получали паек по самой скромной ­ иждивенческой карточке, и их ряды тоже редели из­за голодных смертей, особенно первой блокадной зимой.
     Не только молитвой сражались с врагом священники города на Неве, разделившие судьбу своей паствы. С первых дней войны многие молодые священнослужители ушли в армию, народное ополчение, на оборонное строительство. Те, кто остался в городе, пополнили ряды бойцов МПВО, выполняли городские общественные работы, оказывали помощь людям.
    11 октября 1943 года впервые за все годы советской власти 12 ленинградских священнослужителей были награждены правительственной наградой ­ медалью «За оборону Ленинграда». Одним из кавалеров этой медали был и митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), а вместе с ним были награждены еще 5 клириков Никольского собора.
    В обязательном порядке священнослужители участвовали в противовоздушной обороне города. Клирики Никольского собора при каждой бомбежке несли дежурство на крыше храма. Однако этому собору повезло ­ серьезных повреждений от бомбардировок города он не получил.
    Активно шла патриотическая работа Церкви. Священнослужители вспоминали, что в блокадном Ленинграде «все прихожане… были охвачены искренним и горячим стремлением… делать все возможное и как можно лучше то, что они умеют делать для славы нашей великой Родины, для дела победы».
   «Гитлеровцы рассчитывали устрашить нас своими бандитскими налетами, сломить нашу волю к сопротивлению, расстроить наши ряды. Добились же они того, что все слои населения сплотились в одно целое для отпора подлому врагу. Некоторые из верующих сначала еще думали, что гитлеровцы уважают веру и Церковь, но жестокая бомбардировка города и налет аэропланов в Великую пасхальную ночь пред светлой заутреней, когда пострадал и наш собор, раскрыл всем глаза на истинный лик носителей «нового порядка» в Европе», ­ писал священнослужитель Князь­Владимирского собора, подписавшийся просто ­ «Ленинградец».
    Освобождение города от вражеской блокады верующие отмечали торжественно и празднично, вспоминали современники. С благословения митрополита Алексия во всех храмах города 27 января были совершены благодарственные молебны. Традиция поминать жертв блокады сохранилась в церквях города и в последующие годы».

 (По материалам Фонда военно­исторического кино)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *