Властители и хранители человеческих судеб
Как бы громко ни звучал этот заголовок, относится он ко вполне обычной профессии — профессии архивариуса (или архивиста). Казалось бы, ничего сверхъестественного в должностных обязанностях работников архива нет. Но это на первый взгляд. В преддверии их профессионального праздника, который отмечается 10 марта, мы решили узнать, чем живет Родниковский архив сегодня.
Больше 80 лет прошло с тех пор, как образовалось местное хранилище документов. С тех пор в нем побывало и осело множество ценных бумаг. Ценных — в смысле истории и социально-правовых вопросов. Одними из самых старых документов являются документы Парской волостной земельной управы (1912-1918 г.г.). «Новые» же прибывают сюда после истечения срока хранения в своей организации или предприятии.
В Родниковском муниципальном архиве трудятся четыре работника, точнее, работницы. Самая опытная из них — Наталья Лебедева — так отзывается о своей профессии: «На первый взгляд, работа архивиста монотонная, а возможно, даже и скучная. Это так, но лишь отчасти, потому что в ней есть свои увлекательные моменты. Зачастую, работая по тому или иному запросу, мы встречаем интересные документы, отражающие историю нашего района. В процессе выполнения запроса делаем для себя пометки, — в итоге набирается материал на определенную тему».
А обращений, надо заметить у архивариусов немало, и число их с каждым годом только растет. Судите сами: в 2013 году в архив поступило 1060 запросов, в 2014 — уже 1100, в прошлом, 2015 году, — 1116.
Как показывает практика, в архив преимущественно обращаются люди предпенсионного возраста. В последнее время есть среди «клиентов» и исследователи. В основном, юные — из школ города и района. Также в архив обращаются физические и юридические лица по различным вопросам: о подтверждении трудового стажа, размера заработной платы, о праве собственности, о выделении земельных участков, об изменении формы собственности организаций, об утверждении актов приемки объектов недвижимости, о предоставлении жилплощади, об опеке и попечительстве, о генеалогическом древе и другим.
«В настоящее время у нас числится 185 фондов, 29 200 дел, из них 19 200 дел — управленческой документации и 10 000 — по личному составу ликвидированных организаций», — говорит заведующая архивным отделом Елена Кабешова — Все они имеют политическое, экономическое, социальное, историческое и культурное значение».
В ближайшее время сотрудники архивного отдела ждут «пополнения»: к ним на хранение будут отправлены документы по личному составу ликвидированного текстильного предприятия — ОАО «Родники-Текстиль» (ранее комбинат «Большевик»). Свое место на полках займут порядка 10 000 дел. Как отмечают архивисты, это значимое событие для отдела: в свое время много родниковцев работало на градообразующем предприятии. А значит, все они с приближением пенсионного возраста обратятся в архив. Поэтому, считают архивисты, так важно сохранить документы по личному составу: «Принимаются все меры, чтобы они не были утрачены, ведь за каждым документом — человеческая судьба. К сожалению, это не всегда получается. А в результате страдают люди, которые из-за недостатка документов вынуждены уходить на минимальную пенсию или недополучать ее, и мы ничем помочь не можем».
Кроме серьезных проблем сохранности, в архиве возникают и другие трудности. Правда, курьезного характера. Например, бывали случаи, когда поступали запросы без указания обратного адреса. Конечно, архивариусы выполнили работу — составили необходимые справки, а вот куда отсылать — непонятно. Или одна гражданка запросила подтверждения своей заработной платы за 1979-1983 годы, когда работала в Родниках. А вот где именно трудилась незадачливая клиентка, архивисты гадают до сих пор.
Шутки шутками, а за рабочий день архивист может просмотреть до 60 дел для составления одной справки о зарплате (периодом в 5 лет). Вроде бы немного? Тогда представьте, что в одном деле может быть 250 страниц, а рабочая норма архивариуса по выполнению запросов — три таких справки в день. Трудоемкая работа также связана с выяснением родословной, подтверждением трудового стажа.
Но здесь уже включаются в работу профессиональные хитрости архивариусов: с одной стороны, человеческие качества — усидчивость, внимательность, аккуратность, а с другой — подручные «навигаторы» — описи документов архивных фондов, топографические указатели фондов. И конечно, архивистом руководит желание помочь людям.
А теперь делать это хранителям документов стало удобнее и ближе. С 1 марта отдел открыл свои двери в здании Многофункционального центра по адресу ул. Советская, д. 20д. Прием граждан здесь проводится во вторник и четверг с 8-30 до 16-30.
Наталья Харитонкина