Малые города России: размышляя о будущем
В России огромное — одно из самых больших в мире! — количество городов с древней историей и со своим неповторимым обликом. Они есть в каждом регионе. В одной только Ивановской области это Кинешма, Шуя, Палех, Юрьевец, Плес, Гаврилов Посад и др. А по всей стране и не перечесть. Древнее наследие сочетается в этих городах с красотой окружающей природы, с неспешным уютом и со стремлением их жителей к лучшей жизни.
Однако сегодня считается, что монополия на хорошую жизнь есть только у жителей мегаполисов. Поэтому люди стремятся туда, а в малых городах живут все меньше. В последние годы стала устойчивой миграционная тенденция, особенно среди молодых людей: малый город — областной центр региона — крупный мегаполис (как правило, Москва). И эту тенденцию можно и нужно переломить.
Вдали от суеты мегаполиса
Малые города — это не только хранители русской тайны и таинственной русской правоты, у малых городов есть будущее: жизнь в них может быть успешной и комфортной, особенно с развитием технологий и появлением новых возможностей в экономике, нового типа рабочих мест. Пандемия открыла целые отрасли, где оказалась допустимой и эффективной удаленная работа.
Перейти от забвения к развитию малых городов важно не только для сохранения исторического наследия. Малый город вырабатывает навыки адаптации к жизни, которые невозможно приобрести в мегаполисе. Прежде всего такие города значительно менее подвержены социальной атомизации — в них граждане могут и умеют помогать друг другу, не дожидаясь помощи начальства, выступают совместно в защиту своих интересов и даже образуют городские общины, способные организовать свою жизнь.
Самостоятельность и самоорганизация были важной чертой общества в малых городах России до революционных событий ХХ века. В любом из этих городов вы найдете не только церкви, но и школы, больницы, театры и библиотеки, созданные по инициативе состоятельных граждан. Всюду сохранились рассказы о деятельности земств, которые внесли свой вклад в улучшение быта, красоты и культуры своей малой родины. Вряд ли кто-то станет отрицать, что самые примечательные районы наших малых городов запоминаются прежде всего архитектурными сооружениями, построенными самим местным сообществом в относительно недавнем прошлом.
Именно в малых городах, где, с одной стороны, имеются все преимущества культурной городской жизни, а с другой — нет тотальной зависимости от техносферы и суеты, которая обезличивает жителей мегаполисов, ярче проявляется национальный характер и формируются ценности гражданина, которые одновременно являются опорными для общества и государства. Люди в малых городах традиционно консервативнее, это также подтверждается опросами общественного мнения, они следуют своим моральным ориентирам и идеалам, разделяя национальные интересы. Этот консерватизм органично уравновешивает столичную страсть к переменам (иногда радикальным).
На большом историческом отрезке времени люди в нашей стране проживали в основном в малых городах и на селе. Еще в 1910 году численность населения в девяти городах из десяти не превышала 50 тысяч человек. В стране было всего лишь два города-миллионника — Москва и Санкт-Петербург, при этом численность Варшавы составляла почти 700 тысяч человек, Одессы — 350 тысяч. За период с 1742 по 1914 год удельный вес постоянного городского населения без пригородов увеличился всего лишь с 11 до 12,8%, а с пригородами — с 13 до 15,3%. И только после этого развитие крупных городов начало происходить в ущерб малым.
Низкий удельный вес населения, живущего в городах до этого времени, чаще всего объясняется высокой ролью сельского хозяйства. Однако на том же историческом отрезке времени Российская империя входила в пятерку стран по промышленному производству, то есть являлась также и в полной мере промышленно развитой страной.
Фабрики, заводы, танкеры
На примере Ивановской области видно, как промышленные истории успеха укрепляли экономику малых городов. В городе Шуя численностью 20 тысяч человек в 1897 году функционировало 29 фабрик и заводов, которые обеспечивали работой примерно половину горожан. В Кинешме (10 тысяч жителей) наряду с развитой текстильной промышленностью в 1878 году открылся электротехнический завод А.И. Бюксенмейстера, одно из первых в России предприятий по производству электроугольных изделий и ламп накаливания. А в небольшом городе Гороховец в соседней Владимирской области в начале XX века был построен крупнейший в России 200-метровый танкер, возивший по Каспию нефть из Баку.
Многие ли знают, что семья основателей успешной в Европе компании «Синебрюхов» начала свой предпринимательский путь в городе Гаврилов Посад, а знаменитая династия промышленников Коноваловых добилась успеха в городе Кинешма? Не будем забывать про уникальный в мире поселок городского типа Палех, где даже сейчас четверть жителей — художники: несмотря на все потрясения советской эпохи, некоторые династии не прерываются уже около десяти поколений.
Настоящая урбанизация в стране началась в XX веке в тот момент, когда в одной точке сошлась и насильственная коллективизация, от которой бежали крестьяне, и индустриализация, которая открывала перед ними новые возможности: свободу от нового крепостничества и шанс заработать деньги для содержания своей семьи. В период с 1926 по 1937 год, как показывают данные переписи населения СССР, доля горожан выросла вдвое: с 18 сразу до 33%. Уже к 1959 году в городах с населением свыше 100 тысяч человек проживали около 49% горожан, а в 1999 году — 67%.
Как же до этого развивали необходимую инфраструктуру для жизни в малых городах? Интересен факт, что в малых городах центральной России объекты социальной инфраструктуры размещались в зданиях, построенных еще в эпоху Российской империи на деньги меценатов и фабрикантов в период бурного экономического роста в конце XIX — начале XX века.
Текущее содержание учреждения в советский период финансировалось не только государством, но и предприятиями. Такая модель создания и проведения работ для поддержания объектов инфраструктуры в надлежащем состоянии оказалась неустойчивой: промышленность зависит от конъюнктуры рынка. История знает примеры гибели и перерождения целых отраслей, при этом горожане становятся заложниками этих объективных изменений.
Неудивительно, что с развалом советской системы многие заводы и фабрики отказались поддерживать созданную инфраструктуру и перевели ее на баланс государства. В условиях устойчивого снижения численности населения малых городов сохранение инфраструктуры оказывается экономически нецелесообразным, что в большинстве регионов повлекло за собой оптимизацию и неизбежно повлияло как на доступность этих услуг, так и на общее качество жизни.
Больше не значит лучше
Что же сейчас? Людям в малых городах России сегодня живется тяжелее, чем столетие назад. Молодые люди зачастую просто не видят перспектив. Трудно найти работу, редко где есть доступ к качественной медицине, образованию и досугу. Большая часть рабочих мест малых городов создана в бюджетном секторе — в администрации, школе, отделениях полиции. По данным исследования ВЦИОМ, проведенного в 2021 году, в малых городах сегодня больше пессимистических настроений. Люди считают, что «все приходит в упадок», высоки страхи роста инфляции, социальной несправедливости (почти 75%), в целом люди чувствуют себя беднее: 70% опрошенных отвечали, что им хватает денег только на еду и одежду. В больших городах уровень удовлетворенности качеством жизни у людей, как правило, выше. Но ситуацию все еще можно изменить: современные вызовы укрепления технологического суверенитета страны дают шанс малым городам, которые могли бы стать базой для развития новых индустрий, особенно в сфере IT и потребительской сфере.
Жизнь в огромном мегаполисе подойдет не каждому. Крупные города сегодня — это точки концентрации техногенных рисков и своего рода фабрики страхов: уровень бытового стресса там выше. Стратегически малые города — пространство большей безопасности для семьи. На этом фоне реализуемая политика по развитию в России агломераций должна сопровождаться умной урбанизацией — созданием комфортных условий для жизни и самореализации людей в малых городах.
Огромную важность малые города имеют как фабрики национальной идентичности и национального самосознания
Неприемлема логика, что нужно вкладывать только туда, куда сейчас в моменте стремятся люди. Люди и стремятся в крупные города, понимая, что жить в малых им будет труднее. Крупные агломерации, бесспорно, будут развиваться, у них есть свои преимущества, их органичному развитию нужно помогать. Но делать это не в ущерб, а вместе с развитием малых городов России, позволяя раскрыться их потенциалу.
Во многих странах сейчас активно обсуждают вопросы дальнейшего развития малых городов. Например, в Германии, где треть населения проживает в малых городах, федеральным министерством (Bundesministerium des Innern und fr Heimat) запускается специальный проект «Академия малых городов». Цель проекта — подобрать меры развития малых городов и внедрить их на практике. В Канаде (на примере провинции Онтарио) сделали упор на повышение привлекательности жизни и бизнеса в малых городах. Принятые меры включают в себя налоговые льготы, переезд бюрократических структур из более крупных деловых центров, газификацию сельских районов, проведение широкополосного интернета в малых населенных пунктах.
Пять шагов к малому городу мечты
России свойственна своя специфика малых городов. В отличие от Европы, решающее влияние на их развитие оказывает удаленность от крупнейших агломераций. Что можно и нужно сделать уже сейчас, чтобы жизнь в малом городе России становилась комфортной? Каков он — малый город мечты?
Главный вопрос — как ни крути — это доходы людей и наличие работы. Чтобы доходы жителей росли, в малом городе должны появляться новые рабочие места, а для этого необходимо создание специальных условий. О чем речь? Что нужно сделать?
Первое — ввести льготы для предпринимателей, которые создают новые рабочие места в малых городах. Речь о налоговых льготах и о концентрации специальных мер поддержки наподобие реализованных в свое время в отношении моногородов.
Второе — обеспечить малые города базовой необходимой инфраструктурой: провести газификацию в тех регионах, где это еще не сделано, высокоскоростной интернет и обеспечить транспортную доступность, связав малые города друг с другом и с более крупными городами. Такой подход в случае дефицита рабочих мест и объектов социальной инфраструктуры в малом городе позволит получить доступ к ним, не переезжая навсегда. С другой стороны, появление качественной инфраструктуры привлечет поток туристов, а каждому малому городу есть что показать и чем удивить.
В Ивановской области совместно с РЖД для этого соединили с областным центром несколько наших малых городов (Кинешма, Вичуга, Шуя, Тейково, Гаврилов Посад, Фурманов) удобным и комфортным железнодорожным сообщением — поездами «Орлан». А также привели в порядок (по данным Минтранса России — более чем на 90%) региональную дорожную опорную сеть, создав достаточно комфортные условия для передвижения между городами.
Третье. Можно и нужно разгружать мегаполисы от избыточной концентрации офисных пространств и учреждений государственного и корпоративного управления. Ряд регулирующих органов и офисов как минимум госкомпаний могут быть переведены в регионы. Да, улучшения в этом случае напрямую затронут областные центры, но дополнительная деловая активность позволит создать новые рабочие места, доступные и для жителей малых городов, имеющих необходимую квалификацию. И это важно в качестве политического сигнала органичного развития всей территории страны.
Четвертое. Определить модели здравоохранения и образования для малых городов с учетом развития новых технологий. В сфере здравоохранения уже действуют программы по привлечению кадров — например, «Земский доктор» и «Земский фельдшер», ремонтируются детские сады, поликлиники и школы. Но сама модель оказания медицинской помощи в малом городе, равно как и модель образования, требует донастройки с учетом появления новых технологических возможностей.
Пятое — наполнение бюджетов малых городов. Стоит пересмотреть в отношении малых городов правила уплаты налога на доходы физических лиц. Часть налога следует перечислять не по месту регистрации компании, а по месту проживания сотрудников.
Решение об уплате налога по месту нахождения компании в свое время объяснялось тем, что регионы, привлекая инвесторов, таким образом могут получить налоговые платежи, необходимые им для реализации проектов. Кроме того, человек, как правило, потребляет социальные услуги там, где он работает. Но сегодня, с учетом новых форм занятости, стоит быть более гибкими. Можно жить в малом городе, потреблять социальные услуги там, но работать, например, дистанционно на компанию в крупном мегаполисе. Справедливо, чтобы налог в таком случае зачислялся в бюджет региона и того муниципалитета, где человек живет. Вообще, в рамках своего рода «антимонопольной» политики — не должно быть у мегаполисов монополии на хорошую жизнь — крупные города могли бы добровольно внести свой финансовый вклад в развитие малых.
Хорошая жизнь за Садовым кольцом
Важно мотивировать известных людей на смену места регистрации и переезд в малые города. В двух целях: конечно, важно обеспечить перемещение налоговых платежей, но главное — такие люди могут стать активными представителями небольших населенных пунктов, потому что для развития нужны не только средства, но и человеческий капитал, тщательно структурированные идеи и проекты.
Малые города могли бы стать и центрами притяжения для возвращающихся в страну соотечественников. Предлагаю всерьез обсудить и привлечение в малые города тех талантливых граждан европейских стран, кому близки наши консервативные ценности, прежде всего — важность института семьи. История нашей страны богата примерами, когда выходцы из Европы трудились на благо страны, становясь по-настоящему русскими как Екатерина II, создатель Зимнего и Екатерининского дворца Франческо Бартоломео Растрелли (получивший имя Варфоломея Варфоломеевича), знаменитый русский мореплаватель и первооткрыватель Антарктиды Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен (Фаддей Фаддеевич), уроженец Дании Витус Беринг (в крещении Иван Иванович Беринг), служивший в российском флоте с момента его основания и возглавивший первую морскую научную экспедицию России.
Сложившаяся в мире специфическая визовая обстановка делает необычайно востребованным внутренний туризм. Уже сейчас инфраструктура наиболее знаменитых малых городов с трудом справляется с наплывом соотечественников, решивших, наконец, открыть для себя свою родину. И очень важно не только принять эти туристические потоки, но и удержать их в будущем.
Наконец, огромную важность малые города имеют как фабрики национальной идентичности и национального самосознания. В XX веке устоялся подход, при котором преподавание истории ограничивалось двумя-тремя знаменитыми битвами да полдюжиной исторических героев. А наша страна полна святых мест, полей славных битв, имен князей и бояр, иноков и святителей, купцов и благотворителей. Фактически каждый малый город всей толщей своей истории привязывает накрепко к родной земле, создает «мечту своей Родины». В этой связи учебники истории можно было бы дополнить такими фактами, а в самих малых городах в рамках уроков истории рассказывать подробнее о людях и событиях, повлиявших на развитие города и страны, чтобы дети впоследствии чаще связывали свою судьбу с теми малыми городами, в которых они родились.
Главный вопрос — как ни крути — это доходы людей и наличие работы. Чтобы доходы жителей росли, в малом городе должны появляться новые рабочие места, а для этого необходимо создание специальных условий
Модель, к которой, на мой взгляд, мы должны стремиться и которую можно реализовать как минимум в пределах центральной России с ее сравнительно небольшими расстояниями между населенными пунктами и значительным историческим наследием поселений, предусматривает создание комфортной среды для жизни без большого разрыва между уровнем жизни в «столице» и «провинции» и отказ от мегаполисных «сгущений» с предельно высокой концентрацией населения.
В пространстве, в котором хорошая жизнь не заканчивается сразу за пределами Садового кольца, открывается простор для инициативы, самодеятельности, развития культуры и творчества. Концентрируя внимание на реализации инфраструктурных проектов и проектов в сфере железнодорожного транспорта (а в перспективе — речного, малой и средней авиации, внедрения инноваций в транспортной сфере), мы должны добиться превращения центральной России в единую среду, в которой каждый человек сможет сделать выбор в пользу жизни в одном из прекрасных старых городов, не теряя при этом связи с деловым центром. Но Россия многообразна, малые города центральной России отличаются от малых городов Сибири и Дальнего Востока, поэтому подход к их развитию будет другим.
Системно же важно политическое внимание к развитию малых городов и сбережению их культурно-исторического наследия. Тема развития и «перезапуска» малых городов требует осмысления, проведения расчетов необходимых ресурсов и реализации соответствующего плана действий.
Цель этой статьи заключается не в поиске ответов на все вопросы, а в том, чтобы привлечь внимание к малым городам и начать обстоятельное обсуждение образа будущего малых городов России. Для детального анализа этих вопросов, обмена опытом и выработки необходимых решений создаем в городе Шуя центр исследования малых городов и будем рады сотрудничеству со всеми, кого трогает эта тема.
Текст: Станислав Воскресенский, губернатор Ивановской области
Опубликовано: «Российская газета»