Как ткани обрели цвет и красоту

Вместе с Публичной библиотекой мы продолжаем разговор о  материальной народной культуре, ремёслах. Сегодня речь о нашем родном текстильном промысле.

Печать по ткани, ручная набойка

Набойщик за работой.

Ручная набойка – один из видов искусства художественного оформления тканей. Набойка имела широкое распространение на большей части территории России. Печатным рисунком украшали льняной и конопляный холст, шерстяные, шелковые, а позднее и хлопчатобумажные ткани.

Первые узоры на ткани были вышитыми и являлись оберегами.  Вышивка делалась по вороту, краю рукавов и призвана была защищать человека от злых духов. Чтобы вышить или соткать полотно с узором, окрашивали не само полотно, а пряжу. Набойка на тканях начала появляться примерно с XII века.  Изготавливали модель (манеру) — гравированную на дереве форму с рельефным зеркальным изображением узора, который хотели воспроизвести на ткани. Поверхность модели покрывали краской и плотно прижимали к натянутому полотну. Модели делали из цельного куска твердого дерева — груши, ореха, клена и т.д. Гравированный узор мог иметь как выпуклую, так и углубленную форму. В последнем случае окрашивался фон, а сам узор оставался в цвете ткани.

Производство ситца — хлопчатобумажной ткани с печатным узором — явилось дальнейшим развитием набойного промысла. Все оборудование, необходимое для изготовления набойки, сохранялось и в ситцевом производстве. Вместо холста стали употреблять под набивку сначала тонкие льняные, а затем только хлопчатобумажные ткани.

Узоры ситцев отвечали различным вкусам, а также соответствовали многообразному применению их в быту. В XVIII веке, на заре развития хлопчатобумажной промышленности в России, когда ситцы были модной новинкой, они нашли применение в убранстве дворянских интерьеров: ими затягивали стены, обивали мебель, делали из них пологи, занавесы на окна. Из них охотно шили и модные платья, и разнообразную домашнюю одежду даже в аристократических слоях русского общества. С развитием машинного производства в XIX веке и удешевлением ситцев они становятся повседневной необходимостью в быту широких городских, мещанских и крестьянских слоев населения России.

Дешевые, практичные, с красочными узорами ситцы шли на украшение крестьянской избы: из ситцев делали одеяла, наволочки, занавесы, отделявшие кухонный угол. Яркие крупноузорные цветочные орнаменты таких ситцев радовали глаз и вносили праздничность в убранство мещанского и крестьянского жилищ. Ситцы нашли широкое применение и в народной одежде — из них шились сарафаны, женские и мужские рубашки, передники, платья. Декоративные, плательные и рубашечные ситцы делались с соответствующими для каждого вида изделий узорами. В старинных ивановских ситцах открывается значительный пласт народного творчества в еще малоизученной области декоративно-прикладного искусства — художественном оформлении тканей.

Наверное, примерно  так выглядело красильное заведение Григория Красильщикова.

Особенно важным моментом в развитии ситценабивного производства было внедрение ситценабивных машин, а затем искусственных красителей, которые произвели полный переворот в способах производства ситцев и сыграли важную роль в характере их художественного оформления.

Любознательным рекомендуем альбом «Ивановские ситцы» (автор-составитель Е.В. Арсеньева) и учебник «Народные художественные промыслы» П. И. Уткина и Н. С. Королёвой.

 Слагаемые успеха родниковских тканей

Родниковские ткани, в отличие от ивановских, были преимущественно однотонными, без рисунка. Поэтому хотим рассказать о том, чем красили ткани и как менялся со временем процесс крашения.

Наши предки долгое время не знали хлопка и ткань производили, в основном, изо льна. Его обработка занимала много времени…

Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 5 октября.

Подготовила Ольга Ступина

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *