Такие разные семьи

Новый год. Рождество. Старый новый год. Прекрасные, светлые, добрые праздники, которые издавна принято   отмечать в кругу семьи в атмосфере домашнего уюта, любви и согласия. Уже несколько лет подряд в конце года районное Управление образования совместно с Центром детского творчества проводят среди школьников района творческий конкурс «Семья и семейные ценности», направленный на формирование ответственного отношения представителей молодого поколения к институту семьи. Это хороший повод для наших ребят не только изучить законы, регулирующие семейные отношения, но и заглянуть в свою родословную, ощутить себя как представителя рода, череды поколений своих предшественников. Сегодня мы в некотором сокращении публикуем две лучшие работы прошлого года, которые, как нам кажется, заслуживают внимания.

О чём рассказал мне семейный альбом

Передо мной фотография. На ней — юная особа с сияющими глазами и доброй улыбкой. Так и хочется сказать: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»- потому что на снимке моя мама. Она выпускница Сосновской средней школы, а меня нет еще в этом мире. Через несколько лет мама станет учителем, появлюсь на свет я… С удовольствием разглядываю фотографии, где я и моя мамочка.

Кристина Шалагина с мамой и бабушкой:  узнать родословную помогли семейные фотографии.

Кристина Шалагина с мамой и бабушкой:
узнать родословную помогли семейные фотографии.

Все эти годы я окружена и бабушкиной любовью и заботой. Моя дорогая бабулечка Надежда Александровна Митрофанова родилась в деревне Репино Шуйского района 5 февраля 1946 года, в тяжелое послевоенное время. Жила она в большой крестьянской семье, где росло пятеро детей. Трудно жили, небогато, зато дружно: все делили пополам — и радости, и невзгоды. Училась бабушка в начальной школе в Репине, затем — в селе Васильевское. Там она и познакомилась с моим дедушкой Вячеславом Ивановичем, подружилась, а после окончания института вышла за него замуж. Вот они на пожелтевшей фотографии: бабушка Надя и дедушка Слава — молодая красивая семейная пара.

Надежда Александровна свою жизнь посвятила воспитанию детей. Работала сначала учителем русского языка и литературы в деревне Пеньки Палехского района, потом — в селе Парское Родниковского района. По направлению уехали семьей в город Алма-Ата, где бабушка трудилась воспитателем в детском саду. Вскоре вернулись на свою малую родину в село Сосновец. При участии Надежды Александровны здесь был построен, оборудован и благоустроен детский сад на две группы.

Но село росло, приезжало много семей с детьми — мест на всех не хватало. Благодаря заботам председателя колхоза Михаила Яковлевича Бредова в Сосновце вырос большой современный детский сад «Искорка» на 90 мест, где моя бабушка стала заведующей.

А когда при школьном музее была открыта комната школьника, Надежда Александровна стала в ней педагогом: много занималась с детьми, вела большую краеведческую работу, изучала историю села и близлежащих деревень. До сих пор к ней обращаются за помощью учащиеся нашей школы и краеведы даже из других мест, чтобы узнать или уточнить   факты о прошлом нашего села.

Листаю семейный альбом и нахожу фотографию моих прабабушки и прадедушки, родителей Надежды Александровны — Ольги Аннемподистовны (1911 — 1991г.г.) и Александра Дмитриевича (1910 — 1983г.г.) Комаровых, чья жизнь была очень трудной и сложной.

Детство их выпало на годы Первой мировой войны и революции, а молодость — на лихолетье Великой Отечественной, в начале которой прадедушка ушел на фронт. У прабабушки Ольги остались на руках двое маленьких детей — Альберт и Изольда. Она работала учителем начальных классов в деревне Репино. Считала каждую копейку, чтобы прокормить детей. Не хватало самого элементарного, даже хлеба, часто приходилось голодать. Выручал учительский паек: 2 буханки хлеба и 100 грамм сахара в неделю. Трудно даже представить, что пришлось пережить моей прабабушке: одна, без мужских рук, держала корову, вручную копала землю под пшеницу и картофель, сеяла и растила хлеб, делала муку…

Немало мук выпало и на военную долю прадеда Александра. В 1944 году на подступах к Польше его отряд попал в окружение. Прадед был ранен в обе ноги. Истекая кровью, он сумел на руках доползти до линии фронта, до своих. А потом были долгие месяцы госпиталей. Вернулся домой, в родную деревню Репино, на костылях в 1944 году. О ранении не мог забыть до конца жизни: ходил, опираясь на палку.

После Победы жизнь потихоньку стала налаживаться. В семье Комаровых родилось еще три дочки: Надя (моя бабушка), Галя и Нина. После войны прадедушку выбрали председателем колхоза.

Все мои родные всегда были православными, верующими людьми, а тетушка Ольги Аннемподистовны Евдокия Первунина решила посвятить свою жизнь Богу. Она стала игуменьей Свято-Троицкого Суздальского монастыря. Ее родители имели фабрику по производству кожи для изготовления обуви, а Евдокия все свое имущество завещала храму. Это была чуткая, добрая и отзывчивая женщина. Я уверена, что ее молитвы и сейчас помогают хранить от бед мою семью.

На следующем снимке изображена Зоя Григорьевна Дадукина, мама моего дедушки Вячеслава Ивановича. Она родилась в селе Васильевском в 1925 году. Выросла здесь же, пережила войну, стала учителем. Работала сначала в Крапивнове Шуйского района, потом в Васильевской школе, вела уроки биологии и сельхозтруда. Была уважаемым и трудолюбивым человеком.

Проезжая однажды по селу Васильевскому, я увидела знакомую фамилию в названии улицы — улица Дадукина. Я заинтересовалась: не связано ли это с моей семьей? Оказалось, улица названа в честь дяди отца Зои Григорьевны А. В. Дадукина. Он был фабрикант, организовал в селе ткацкое производство. Очень много сделал для развития села Васильевское, был добросовестным и ответственным человеком. Неслучайно его имя живет в названии улицы.

Я думаю о том, на кого похожа. Как смогу продолжить свой род, в котором честно и достойно жили многие поколения педагогов и предпринимателей-меценатов, ремесленников и крестьян.

Кристина Шалагина,
Сосновская средняя школа

Откуда у меня кудрявая чёлка
Изучая историю своей семьи, Виталия Буданова (слева) убедилась, что многое во внешности и характере современного человека - от его предков.

Изучая историю своей семьи, Виталия Буданова (слева) убедилась, что многое во внешности и характере современного человека — от его предков.

С недавних пор я, как и другие девочки-подростки, стала обращать внимание на свою внешность. Признаюсь честно, сначала я довольно критично относилась к тому, что показывало мне зеркало. Очень не нравилась моя кудрявая челка и рыжеватый оттенок волос. Сейчас ведь в моде брюнетки с гладкими волосами! Я поделилась своим недовольством с мамой. Она улыбнулась и сказала: «Из зеркала на тебя смотрят твои далекие предки!». Сначала я подумала, что мама шутит. Оказалось, мама говорит совершенно искренне. Я стала расспрашивать маму и с удивлением узнала, что в моей внешности действительно отразились черты моих родственников, живших задолго до меня.

Моя прапрабабушка, Александра Ивановна, родилась в 1888 году в деревне Аферково. Семья была многодетная. Бабушка Саша (она обижалась, когда ее называли Шуркой), была первой певуньей и плясуньей в округе. Без нее не обходилась ни одна свадьба, ни один годовой. Саша несла свет и радость людям уже с подросткового возраста! И внешне она была как солнышко: рыженькая, веснушчатая, кудрявая! Так вот откуда мои кудряшки! Вот откуда солнечные зайчики в косах!

После беседы с мамой я разговорила бабушку. Оказалось, что солнышко в лице и характере было отличительной чертой не только бабушки Саши, но и всей ее семьи! В 1908 году Саша вышла замуж за Михаила Егоровича Горохова. Я неслучайно назвала полное имя своего прапрадедушки! По словам родственников, он с раннего детства отличался серьезностью, рассудительностью и кропотливостью в работе, любовью к книге. Его даже в детстве, в семье и в кругу односельчан, называли не иначе, как по имени и отчеству! Каждый вечер он зажигал керосиновую лампу и собирал вокруг стола своих домашних. Кто-то прял, кто-то тачал сапоги, а Михаил Егорович читал вслух! Так я узнала, почему я с детства обожаю читать. Любовь к чтению у меня в крови!

Удивительно, как нашли друг друга два таких разных человека: рыженькая хохотушка Саша и черноволосый Михаил Егорович! Весь задор и артистичность достались его младшим братьям — Ивану и Василию. Угадайте, какого цвета были их волосы?! Они оба были рыжие и кудрявые! Малознакомые люди поначалу считали их братьями Саши, а не Михаила Егоровича, уж больно они были похожи и внешне, и по характеру. Василий и Иван самостоятельно освоили игру на гармони. Каждый вечер ходили по деревне, играли на гармонях и пели! Девушки были от них без ума! Правда, иногда поддразнивали «первых парней на деревне», кричали им в след: «Рыжие!». Иван озорно подмигивал подругам, а Василий кричал в ответ: «Это он рыжий, а я — золотой!».

Иван женился, стал отцом семерых детей, а Василий так всю жизнь и прожил бобылем. К сожалению, судьба задорных братьев сложилась совсем не радостно. Началась Первая мировая война. Спев землякам «Прощание славянки», братья ушли на фронт. Василий вскоре пропал без вести. Родственники считали его погибшим. Вскоре пришло известие, что Иван попал в плен к австрийцам. Прошли годы, и вдруг от Ивана пришло письмо. Родные узнали, что он действительно был в плену. Его освободили американцы и увезли с собой. Он согласился на отъезд в надежде подзаработать на корову и новую гармонь. Но после Октябрьской революции вернуться на Родину не смог. Около 10 лет от него приходили письма. Родные узнали, что в США Иван женился, стал отцом еще семерых детей (что сталось с его первой женой, к сожалению, никто не знает). А в конце 20-х годов, с окончанием НЭПа, стало очень опасно иметь родственников за границей, и переписка была прекращена. И живут где-то за океаном мои родственники, потомки рыжего и веселого Ивана Горохова! Так вот откуда во мне любовь к английскому языку и интерес к дальним странам!

Кстати, о дальних странах. Меня всегда притягивала дорога, двигало желание узнать, что там, за линией горизонта. Почему же меня так манят дальние странствия? Ответ на этот вопрос я нашла опять-таки в семейных преданиях.

Около ста лет назад недалеко от деревни Горкино стоял цыганский табор. Одна из молодых цыганок сбежала оттуда и вышла замуж за местного жителя. История не сохранила ее имени. Но цыганка влилась в семью, веточкой которой я себя считаю. Она и принесла в нашу семью «музу дальних странствий», которая не дает нам усидеть на месте и по сей день.

… Когда я писала эту работу, перед моим внутренним взором прошла история моей семьи. Сердце восстановило облик родных людей, которых нет теперь даже на фотографиях. Их внешность, привычки, образ жизни я приняла в наследство. И будьте уверены, я не растеряю этот бесценный груз! Они живут — во мне!

… Интересно, кому из моих правнучек достанется моя кудрявая челка?

Виталия Буданова,
средняя школа №4

 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *