Каждый день — в «красной зоне»
В Ивановской области продолжает расти число заболевших коронавирусом. На утро 11 ноября 231 человек заболел, 11 умерли. Всего от COVID-19 в регионе умерли 1 942 человека. Общее число заболевших достигло почти 58 тысяч. Из них 49,5 тысячи человек преодолели болезнь, включая 123, выписанных накануне. По числу инфицированных Ивановская область заняла 53-е место по стране.
Для лечения больных с коронавирусом организованы «красные зоны» в 16 больницах области. Там 1 117 врачей лечат больше 2,5 тысячи пораженных коронавирусом. Из которых на койках с кислородом — свыше 1,5 тысячи человек. На аппаратах ИВЛ — больше 130 пациентов.
Как рассказал хирург Артем Оралов, который уже год работает в «красной зоне» 4-й больницы в Иванове, нагрузка на врачей с начала пандемии многократно возросла. Основная его работа — ассистент кафедры госпитальной хирургии Ивановской медицинской академии. В первую волну занимался организацией работы штаба акции «Мы вместе». Волонтеры помогают людям, которые находятся на самоизоляции и не могут выйти на улицу. Это покупка продуктов, оплата квитанций, доставка лекарств.
«Когда работа в штабе была налажена, я смог пойти работать в 4-ю горбольницу Иванова. В «красной зоне» нет сейчас распределения на отдельные специальности, есть понятие «врач-специалист». Я, как и все там, веду прием, лечу больных. Если требуется, то дополнительно исполняю работу хирурга. Врачам других специальностей приходится сталкиваться с нетипичными для обычной работы патологиями. Я хирург, а тут приходится разбираться с бронхолегочными патологиями и сопутствующими им заболеваниями. Конечно, переподготовку для борьбы с коронавирусной инфекцией мы все прошли», — рассказал Артем Оралов.
Он особенно отметил, что в третью и четвертую волну стало очень много тяжелых больных, которым требуется высокопоточный кислород. И если раньше вирус тяжело поражал пожилых, то теперь болеют люди всех возрастов. Врач сказал: «Недавно у нас лежала девушка 20 лет. У нее было поражено 75 процентов легочной ткани. Ей повезло, она выкарабкалась. Молодые люди все же легче в целом переносят болезнь. Конечно, если не возникает цитокиновый шторм — это реакция организма, при которой он фактически начинает сам себя убивать».
Это потенциально смертельная реакция иммунной системы. Вырабатывается большое число медиаторов воспаления, которые приводят к активации иммунных клеток и высвобождению последними новой порции медиаторов. Порочный круг вызывает разрушение тканей в очаге воспаления, одновременно реакция распространяется на соседние ткани и охватывает весь организм. Состояние больного очень быстро ухудшается, тут же развивается дыхательная недостаточность. Единственный выход — как можно быстрее начать биологическую терапию. Есть определенные препараты, которые снижают выработку этих самых цитокинов. Но не всегда можно успеть спасти больного.
Доктор отметил, что пациенты вообще стали долго выздоравливать, сейчас госпитализация занимает очень часто больше 21 дня. Выросла и смертность. Во вторую волну такого не было. Бывает, заболевают и врачи, и медсестры. Многие из них работают в «красной зоне» каждый день. Риск есть всегда. К счастью, никто из знакомых коллег Артема Оралова не умер.
Большое неудобство, по его словам, доставляет необходимость одеваться для работы в защитный костюм. Тот не должен пропускать вирусы, а значит, и воздух. Места у перчаток, капюшона, где ткань комбинезона может неплотно прилегать, для верности заматывают малярным скотчем. Некоторые люди жалуются, как тяжело им носить обычную тоненькую маску. Врачам же приходится защищать рот и нос специальным респиратором. По степени неудобства это как надеть на себя сразу пять-семь масок.
В таком наряде очень плохо отводится и тепло, и влага. Если работаешь с тяжелым пациентом, приходится много двигаться. Просто представьте, что работаете в скафандре в сауне… Некоторые работают так каждый день месяцами. Нагрузка на врачей и медсестер сейчас просто огромная. Специалистов не хватает и им морально тяжело работать.
«Сейчас очень быстро развивается болезнь. Порой пациент дышит хорошо, а через час сатурация резко падает. Иногда приходится реанимацию в полном объеме проводить прямо в палатах, не успеваем довозить до реанимации. Поэтому прошу всех — носите маски, ограничивайте контакты и прививайтесь, облегчите жизнь и себе, и близким, и врачам. Вакцинация — единственный выход. Она на сто процентов не гарантирует, что вы не заболеете. Но прививка подавляющему большинству гарантирует защиту от тяжелого течения болезни и от смерти», — уверен Артем Оралов.