«Хочу, чтобы никогда не испытали то, что пришлось пережить мне…»
Великая Отечественная война унесла жизни миллионов людей. Нацисты не пощадили ни кого: ни женщин, ни стариков, ни детей. Множество детей оказались вместе со взрослыми в концлагерях, где были наиболее уязвимы для творимых фашистами зверств. Как они выжили? В каких условиях находились? Это их история…
Запомнилась и оставила глубокий след в наших сердцах встреча с нашей землячкой, Анной Васильевной ЦЫГАНОВОЙ (на фото слева), 1936 года рождения, которая в те годы была несовершеннолетним узником лагерей на территории Белоруссии и Литвы. Эта женщина поделилась своими тяжелыми воспоминаниями о лагерной жизни и трагическом прошлом военного времени.
- Анна Васильевна, расскажите о себе и своей семье.
- Родилась я в д.Корниловка Оленинского района Калининской области (ныне – Тверская область) 27.01.1936 года в семье Ивановых Василия Ивановича, 1909 года рождения и Марии Григорьевны, 1913 года рождения. И еще у меня была сестра Нина, на три года постарше.
Об отце я помню немного. Знаю, что у него было 3 брата и сестра. Бабушка, папина мама, проводила на фронт четырех сыновей, а с войны вернулся только папа. И после войны ей за погибших сыновей дали корову. Она была за кормильца в семье.
- Как для Вас началась война?
- Осенью 1942 года нашу область оккупировали немцы и гнали наших солдат под Москву. Мне было 5,5 лет, когда в нашу деревню пришли русские солдаты. Они привезли с собой пушки и пулеметы. Мама затопила печку, сварила им громадный котел картошки с салом и огурцами, они наелись и легли уставшие спать. На утро мы все проснулись от того, что послышались близкие взрывы, а буквально через час мы выглянули в окно и увидели, что на нашу деревню надвигаются два немецких танка. Наши ничего не успели даже понять и как-то оборониться, я не знаю, смог ли кто из них уйти в лес, но вряд ли кто успел уйти, все погибли. Во время перестрелки мы прятались на дворе под соломой, закутавшись в ватные одеяла. Только когда кончилась перестрелка, мы вышли на улицу. Там шагнуть было негде, все было устлано трупами. Немцы заставляли женщин убирать трупы и сбрасывать их в колодцы. Так мы оказались с немцами.
- Вы помните Ваше прибытие в лагерь?
— Оставшихся в живых, всех нас выгнали из своих домов и поселили в одной избе на краю деревни. А сами немцы расселились по домам. Когда мы вошли в избу, там некуда было встать, нас было очень много человек. Жили мы там довольно-таки долго. В этой избе чесали шерсть, валяли валенки. Женщины каждый день уходили на работу, они рыли для немцев траншеи…
Запись интервью была создана 6 ноября 2019 года начальником архивного отдела администрации Родниковского района Еленой Кабешовой в ходе личной встречи с Цыгановой А.В. и записана с ее слов. Записи воспоминаний Цыгановой А.В., ее автобиография, копии личные документов и фотографии оформлены фондом личного происхождения и находятся теперь на постоянном хранении в районном архиве.
Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 30 июня.