Парский калач обрёл свой дом
Домик на улице Тихой раньше мало чем отличался от другой сельской застройки: глазки-окошечки, мезонин, бордовые стены и крыша, небольшой палисад и резной забор. Шесть лет назад он стал гостевым домом, а в 2020-м – целым домом-музеем.
Его хозяйка и владелица – Елена Калачева – решилась на масштабные перемены после того, как в её семье случилось горе. 1,5 года назад ушла из жизни ее дочь Аня. Девушка мечтала пойти по стопам мамы и стать экскурсоводом. В память о ней и появился «Музей Парского калача».
Бог в помощь благому делу
Для музея дом в том виде, в каком он был, не годился – места маловато. Хозяйка решила достроить недостающие квадратные метры: «Не все люди меня поняли: в такое время, мол, в стройку вкладываться. А я поняла, что сейчас самый подходящий момент, пока у меня нет работы. Надеюсь, что закончу эту стройку, открою музей, и жизнь наладится».
Пока копали траншею под фундамент нового дома, обогатили фонд экспонатов. Под слоем земли нашли подовые кирпичи, на которых раньше пекли хлеб, печной изразец (на фото), много «железяк» — кос, серпов, ухватов.
«Боялась начинать стройку. Когда разбирала завалы, обнаружила ступу вместе с двумя иконами – Богородицы и Троеручицы. Тогда я молилась Божией Матери о помощи, просила дать знак – начинать ли задуманное дело. После находки обратилась к батюшке Алексию. Он дал мне свое благословение», — вспоминает Елена.
Стройка нового дома затянулась на полгода. Открытие музея сначала планировалось на сентябрь, потом на День хлеба – 16 октября, позже обозначилась дата 1 декабря. Но и она оказалась неокончательной.
«Гостевой дом я открыла 19 декабря. Спустя месяц поняла, что это день Николая Чудотворца. А я все время хожу в церковь, прошу его о помощи. Так все складывается, что открытие музея тоже состоится 19 декабря».
Принимает, обменивает, покупает
Жители села и знакомые несли Елене Калачевой предметы старины еще до появления музея. Сколько точно их накопилось – не знает даже владелица. Говорит, сотня есть, а может, и больше: прялка, гармонь, крынки, горшки, кирпичи, ложки, пилы, серпы, весы, корзины, стиральные принадлежности, бутылки разной формы, чайники… Все даже в два дома не убираются – с чем-то приходится расставаться, особенно, если вещь в плохом состоянии.
«Многих вещей у меня просто нет, но иметь хотелось бы. Я бы их с удовольствием обменяла. Ищу решето – нигде не могу найти. Один человек привез мне деревянную лопату, формы для выпечки хлеба в обмен на два моих самовара. Обещали еще детскую люльку подарить, но ее заберем на следующий год».
Не все экспонаты вписываются в тематику деревенского быта, но и они нашли свое место на отдельном выставочном столе. Вдруг покажутся гостям интересными? Раньше ведь ничего не выбрасывали!
«Не скажу, что я человек азартный, но в плане коллекционирования стала понимать, в чем удовольствие», — отмечает Елена. Так, за большим кованым серпом она ездила в Юрьевец – выторговала его на местном рынке…
Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 16 декабря.
Наталья Харитонкина