Производственница, общественница, душа ветеранских дел
Какие виражи, порой,закладывает судьба! И неуспех, небольшой сиюминутный крах, может вывести на широкую, столбовую дорогу к счастью. Жизнь ветерана текстильного комбината «Большевик» — передовой ткачихи, общественницы Нины Васильевны Кабановой – яркое тому подтверждение.
Родилась она в мордовской деревеньке Старое Лепьёво, в семье, где было семеро детей. Мать и отец, инвалид войны, всю свою ребятню держали в строгости, приучили с малых лет трудиться, старались подготовить к любым жизненным испытаниям. Крестьянская, колхозная семья жила в большой нужде, работала за «палочки» спасала только собственная пасека: продавали мёд и на вырученные деньги могли что-то купить. Нина росла в окружении старших и младших братьев и сестёр. Была общительной, рассудительной, ловко управлялась со всеми порученными делами, хорошо училась, с людьми ладила. С детства у неё была мечта – стать медиком. Закончив 9 классов, она поехала в Саранск поступать в медицинское училище. Для поступления не хватило знания русского языка: за изложение получила тройку и не прошла по конкурсу. Забрала документы и решила домой не возвращаться стыдно было отцу показаться на глаза. В газете «Советская Мордовия» Нина прочитала о том, что текстильный Ивановский край ждёт работников, обещает хорошие условия труда и быта, высокие зарплаты. Назывались три города, где можно трудоустроиться и начать самостоятельную жизнь, но Нина почему-то выбрала Родники – имя города, видимо, понравилось: светлое, доброе. Пошла на вокзал, купила билет и отправилась в путь-дорогу.
«В Родниках я совершенно никого не знала. Приехала раньше времени – учиться в ПТУ ещё не принимали, - рассказывает Нина Васильевна. — Но руководство училища отнеслось ко мне с пониманием – дочь инвалида, участника Великой Отечественной войны приняли досрочно и зачислили в группу ткачей, дали общежитие. Оно тогда находилось на 2-м этаже Нарпита. 17 групп по 2530 человек. Рядами кровати с тумбочками и один общий гардероб, где хранилось всё наше нехитрое добро».
Тяжело было в чужом городе, без папы и мамы, без какой-либо материальной поддержки. Но и в деревне было не лучше. Там, иной раз, и корочки хлеба не было, чтобы утолить голод: собирали гнилую картошку, колоски, съедобные травы. А в Родниках дочери героя войны назначили стипендию, каждый день кормили обедом – жиденьким супом да кашей. Нина со всеми перезнакомилась, подружилась и с головой окунулась в учёбу. Кроме профессионального обучения, закончила ещё 10 классов в Школе рабочей молодёжи. Через 6 месяцев будущих ткачих стали водить работать на комбинат и платить зарплату. А ещё через два месяца они уже работали в цехах, как обычные работники. Известные поммастера выбирали на свои участки самых лучших учениц. И Нина попала в их число. Привычная с детства к труду, она быстро освоила все тонкости профессии и влилась в трудовой коллектив ткацкого производства. Она стала полностью самостоятельной, стала зарабатывать – и неплохо зарабатывать. Получила комнату в общежитии в мкр. Гагарина, где жили уже не 30, а всего лишь четверо человек и имелись удобства.
Начинала Нина Васильевна свой славный трудовой путь ещё на механических ткацких станках…
Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 25 ноября.
Ольга Ступина