Пархачёвскому храму требуется наша помощь!
«Большой души человек» - так называлась статья, опубликованная в «Родниковском рабочем» сорок с лишним лет назад и посвящённая медсестре родильного отделения Нине Павловне Золиной. В этой статье говорилось о том, как честно и добросовестно она относится к своим профессиональным обязанностям, как любит свою работу и заботится о беременных женщинах и новорожденных детях. Поколения родниковцев, явившихся на свет, приняла она в свои добрые руки. И вот прошло много лет, ушла на заслуженный отдых. И заболела её душа о судьбе своей малой родины - о старинном селе Пархачёво.
Когда-то этими красивыми местами владели помещики Сеченовы – предки и родственники знаменитого русского физиолога Ивана Сеченова, затем представители не менее известного княжеского рода Трубецких. С незапамятных времён текла здесь небольшая речушка Тихонка. Било по соседству с ней множество ключей. По преданию, их, как и родиничок в центре нашего города, освятил преподобный Тихон Луховской. И вода в них целебная, как и здешняя глина.
Одной из первых чудесную силу воды и местной глины испробовала на себе старая княгиня Трубецкая, которую сын привёз сюда полечиться. Знающие люди приезжают сюда до сих пор – говорят, помогает. В другой бы стране на этом месте давно был бы если уж не курорт, то место всеобщего паломничества. Но у нас всё не как у людей. До революции эти места были слишком глухи, труднодоступны. И самой главной достопримечательностью их являлся величественный Успенский храм в стиле позднего классицизма с элементами барокко, с тремя приделами – в честь иконы Смоленской Божией матери, Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца, построенный в 1818 году на средства князей Трубецких, и трёхъярусная колокольня. После революции верующих начали притеснять, а в 1950 году храм вообще закрыли и превратили в зерносклад. Колхозная жизнь оказалась ещё более суровой, чем вольная крестьянская. К концу советской эпохи молодёжь массово стала покидать село, а в 90-е жизнь здесь совсем замерла. Коренных жителей сменили дачники.
Все эти горькие перемены видела Нина Павловна своими глазами. Она помнит последнего настоятеля Успенского храма — родственника выдающегося полководца Великой Отечественной войны маршала Василевского, работавшего в колхозе бухгалтером. Она сама девчонкой помогала взрослым сгружать зерно в бывший храм. Слышала от очевидца, из икон делали загоны для овец.
Больно было смотреть, как превращается в руины храм, как зарастает село и знаменитая липовая аллея, как покрывается ряской большой пруд, мелеет река и затягивает илом роднички…
Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 19 августа.
Ольга Ступина