Михаил Бредов: без социалки хозяйству не жить
Родился Михаил Бредов, будущий председатель колхоза «Искра», 21 сентября 1921 года в Рождество Богородицы в деревне Долгово в крестьянской семье. Отец его Яков Степанович был в то время председателем колхоза «Отпор интервентам». Кроме Миши, в семье росли еще два сына — Николай и Александр. В 1934 году Михаил закончил Сосновскую начальную школу, а 1937 году 7 классов в школе села Майдаково. Там же в школе фабрично-заводского ученичества получил специальность токаря. В 1937 году умер отец, и мать одна вынуждена была воспитывать троих детей. С 1939 года Михаил работал токарем на Майдаковском заводе. Из трех братьев только Михаил остался в деревне, Николай уехал в Родники, Александр подался на завод в Майдаково.
Ох, война…
В 1941 году 19-летнего юношу призвали в Армию на срочную службу. Был направлен в полковую школу города Ровно, где готовили специалистов для моторизованных частей. 22 июня 1941 года закончилась мирная жизнь советского народа. Только-только начавший военную службу новобранец попал в действующую армию. В первых боях под городом Владимир-Волынский был ранен. После госпиталя в составе знаменитой Панфиловской дивизии он оказался на защите Москвы. В 1941 году в одном из боев Михаил Бредов подорвался на мине. В полевом лазарете ногу ему ампутировали без наркоза, и начались скитания по эвакогоспиталям.Выдержал одиннадцать сложных операций, врачам удалось спасти его вторую ногу. Можно понять, каким было настроение у молодого солдата, которому не так давно исполнилось 20 лет. И однажды нервы не выдержали. В одном из госпиталей отчаяние настолько сильно охватило его, что он взобрался на подоконник, решив избавиться от своих проблем одним махом. Спасло его, по словам дочери Татьяны Михайловны Кочетковой, появление в палате с обходом лечащего врача, который развеял все его сомнения относительно выздоровления. В мае 1943 года вернулся Михаил в родное Долгово, а в колхозе одни старики. На них, да на женщинах с ребятишками держалось в войну колхозное хозяйство. Больно было фронтовику смотреть на все это. Пришел как-то на колхозный ток, где шла молотьба, а молотилка старая, то и дело выходила из строя. Отремонтировать некому. Занялся, отремонтировал, начислили за это трудодни. Полтора года проработал председателем сельсовета, одновременно помогая родному колхозу в ремонте техники.
Избран председателем…
В 1947 году Михаил женился и переехал из Долгова в Сосновец, где купили старенький домик. Зимой жить в нем было сущее наказание, из всех щелей дуло, углы промерзали. А вскоре фронтовика избирают председателем колхоза. Начинающий председатель колхоза на практике почувствовал, как не хватает на селе рабочих рук. А тут еще люди из деревень в поисках лучшей жизни потянулись в города, там не трудодни, а стабильная зарплата. Понял, чтобы удержать народ в селе, надо создавать им все условия для нормальной жизни, а начинать надо с жилья. Чувствовал, что одному со всеми проблемами не справиться — надо подбирать кадры, опытных специалистов на каждый участок вверенного ему хозяйства.
Михаил Яковлевич уделял много внимания вопросам перспективного развития хозяйства, внедрению новых технологий, прогрессивных форм организации труда. В колхозе стали собирать по 30-40 центнеров с га. Благодаря высокой культуре земледелия обеспечивались высокие урожаи зерновых и картофеля, рост продуктивности животноводства. Сам же взял на себя решение социальных вопросов. И начал их со строительства жилья. Строил для молодых семей, знал, за ними будущее колхоза. Понимал, молодежь одним только жильем в деревне не удержать, нужны еще и социальные объекты: детские сады, школа, дом культуры, чтобы и пожилые, и молодые, и подрастающее поколение нашли применение своим творческим способностям.
И в то же время не забывал следить за успехами в растениеводстве и животноводстве, ведь тогда помимо коров в колхозах были еще и свинофермы, и овчарни. Это сейчас животноводство — только крупный рогатый скот и свиноводство, которое в последнее время стало угасать. По вопросам растениеводства Михаил Яковлевич очень много консультировался с председателем колхоза «Возрождение» Константином Староверовым. На этой почве они, наверное, и сблизились. К тому же и Староверов, и Борисов, и сам Бредов — фронтовики. Война была для них суровой школой жизни. Пройдя через ее горнило, фронтовики понимали, только объединив усилия, можно одолеть послевоенную разруху и вытащить колхозы из нищеты и развала. Не случайно все они и стремились улучшить жизнь колхозников: строили жилье и социальные объекты.
Сад для колхозных детей
Узнав, что в колхозе «Искра» строят в большом количестве жилье для нуждающихся, сюда потянулись люди из других регионов страны. Надежда Митрофанова, бывшая заведующая сосновским детским садом вспоминает: «Я вернулась домой в 1976 году из Алма-Аты, куда меня направили после окончания Шуйского пединститута. Там у нас была только работа, с жильем было плохо. Михаил Яковлевич узнал об этом и сказал, чтобы мы возвращались домой. Обещал и жилье, и работу. И действительно, как по мановению волшебной палочки, мы сразу получили четырехкомнатную квартиру. Меня он назначил заведующей детским садом, который еще только собирались строить, а мужа — инженером. По всем вопросам строительства детского сада Михаил Яковлевич советовался со мной. Сначала решили сделать сад на две группы, оказалось — мало. Детей было больше, да и рождаемость каждый год повышалась. Так и построили сад на шесть групп со спальнями, игровыми комнатами, залом. И самое главное — теплым, было у нас газовое отопление. Не было у нас проблем и с питанием для детей. Михаил Яковлевич заботился о том, чтобы продукты в сад поставляло хозяйство. У нас было свое молоко, свой картофель, свое мясо. Мы все были заинтересованы в том, чтобы детям было комфортно в саду, чтобы росли они здоровыми».
Школа нужна
После детского сада встал вопрос о строительстве школы. Из воспоминаний дочери М.Я.Бредова Галины Михайловны Кочетковой: «Своей школы у нас в Сосновце не было. И мы вынуждены были учиться или в Родниках, или в Майдакове. Но насколько я помню, все сосновские ребятишки, да и я сама, учились в Майдакове. Уходили туда на целую неделю, жили в интернате, только в субботу пешком возвращались домой, а в понедельник с утра снова в дорогу. Особенно тяжело приходилось зимой и осенью». В это же время встал вопрос о строительстве средней общеобразовательной школы в селе Парское. Предполагалось, что в ней будут обучаться дети из близлежащих деревень, в том числе и из Сосновца. Но Михаил Яковлевич не согласился с таким решением райкома партии и обратился за поддержкой к первому секретарю Ивановского обкома КПСС Владимиру Клюеву. В обкоме партии было принято решение о строительстве в Родниковском районе сразу двух средних школ — в Парском и Сосновце. К слову сказать, первого секретаря обкома партии Владимира Клюева и председателя колхоза «Искра» Михаила Бредова связывали дружеские отношения, наверное, поэтому, считает Нина Васильевна Бельцева, ему было легче решать и социальные, и хозяйственные проблемы. Одним из первых в районе Михаил Яковлевич начал решать вопрос с газификацией. «Первоначально он обсудил его со своими друзьями Борисовым и Староверовым, — рассказывает Нина Васильевна, — те сразу согласились. Не надо беспокоиться о дровах, об отоплении школ, детских садов, социальных объектов, строить затратные и, не секрет, дающие мало тепла котельные. Я в то время работала директором совхоза «Парский» и постоянно была на связи с ними. Когда узнала об их планах по газификации села, пришла к ним и говорю: «Мужики, дело это хорошее, а нас-то чего не берете, мы ведь тоже согласны». Ну, они возражать не стали. У меня со всеми ними сложились товарищеские отношения. Я очень любила слушать, как они решают свои колхозные дела. Михаил Яковлевич много консультировался с Константином Староверовым по вопросам растениеводства. У того были сильные специалисты в этой отрасли, да и сам Константин Иосифович много занимался агротехникой. А Борисов и Староверов многое брали у Бредова в решении социальных проблем. Между ними было своего рода негласное соревнование».
Возможно, это негласное соперничество и позволяло им быть лучшими в районе. Эти три хозяйства: «Большевик», «Искра», «Возрождение» в районных социалистических соревнованиях прочно занимали лидирующее положение, да и социальная сфера у них былa более развитая. За выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий десятой пятилетки и социалистических обязательств по увеличению производства и продажи государству продуктов земледелия и животноводства, Михаил Яковлевич Бредов был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Вера Кузнецова