Надёжный щит родной земли – крестьянская семья
Память сохраняет для нас мельчайшие детали далёкого детства, и быт превращается в бытие, приобретает вселенскую значимость. Такая мысль пришла ко мне в голову, когда я услышала взволнованный, эмоциональный рассказ своей учительницы Галины Станиславовны Смирновой.
«Я родилась и выросла в д. Поречье, Михайловского сельского совета. Рядом – д. Клинцево – родина депутата 4й Государственной думы, революционера Шагова. В своё время здесь был колхоз им. Ленина, клинцевские и пореченские жители составляли одну бригаду. Если ехать от села Михайловское в сторону Красного, то первая деревня Клинцево, а за ней, ближе к реке, наша Поречье. Если ехать от Горкина, то налево будет село Михайловское, а направо, через железнодорожный переезд, – д. Увариха. Вот такая наша округа была.
Деревня Поречье располагалась вдоль реки Молчни. У нашего дома река была поглубже, а дальше, в сторону – мельчинка. Возле этой мельчинки делали запруды, чтоб река не мелела. В войну на заливных лугах возле деревни разбили огороды, сажали капусту – кочаны вырастали громадные. Большую часть урожая отправляли на фронт. А сами голодали.
Река Молчня была богата рыбой – щуки водились, налимы и раки – вода чистая. Дед, бывало, пока до Красного идёт, ведро рыбы голыми руками наловит. Как сейчас вижу в тазу пойманную им огромную щуку. За счёт рыбы и выживали! А ещё в реке было много ключей. Смотришь сквозь прозрачную воду – на дне камешки, а между ними вода словно кипит.
Жители окрестных деревень до войны не дали разрушить храм в селе Михайловское. В драку полезли на активистов-атеистов, и те отступились. Церковь закрыли, загнали туда трактора, но не снесли.
Железная дорога возле Горкина вся насыпная. В насыпи была труба, похожая на высокую пещеру – трактора проезжали по реке из Поречья в Увариху. Как речку перейдёшь, возле деревни был сосновый лес. Его почему-то называли Лезерт. После войны фотограф Асин, приехавший из Родников, сделал там общую фотографию всех жителей Поречья – она теперь гуляет в Интернете. А у меня хранится фотография моей семьи у речки Молчни. Из Поречья после войны многие разъехались. Наш дом перевезли в Михайловское. Дед мой, Фёдор Григорьевич Пичугалов был хорошим столяром и плотником, быстро отстроился на новом месте. До революции семья была зажиточной…»
Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 11 марта.
Записала Ольга Ступина