Первыми встали на пути врага
В числе тех, кто встал на пути фашистских агрессоров в первые же дни войны и своим беспримерным мужеством и героизмом сорвал план «блицкрига», были пограничники. Заставы, встретившиеся с врагом ранним утром 22 июня, бились до последнего, стараясь задержать немецкое наступление. Многие из этих удивительных по силе духа людей погибли, так и не узнав почестей и не получив наград, но те, чей подвиг известен, стали поистине символами несгибаемой воли и воинской доблести.
Без сомненья – герои!
Среди героических защитников границы есть и наши земляки, которыми мы должны гордиться. Уроженец д. Исаево Анатолий Рыжиков встретил войну командиром отделения связи пограничной заставы в Молдавии. В схватку с захватчиками вступил в первые минуты войны на реке Прут. Уничтожил 3 пулемёта противника, несколько гитлеровцев, под артиллерийским огнём и бомбёжкой устранил повреждение на телефонной линии, обеспечив взаимодействие пограничных застав. Он и его товарищи, истекая кровью, продержались до 2 июля, когда получили приказ отступить. Анатолию Рыжикову первому в Ивановской области в годы войны за ратные подвиги было присвоено звание Героя Советского Союза. Не такими известными, не оценёнными так высоко государством, но тоже, без сомнения, героями были защитники Брестской крепости – например, Дмитрий Савельев и организатор обороны Брестского вокзала Павел Баснев.
Застава Лопатина
Неувядаемой славой в годы войны покрыла себя 13-я застава Владимир-Волынского погранотряда под командованием лейтенанта Алексея Лопатина, которая 11 дней сдерживала мощнейшее наступление гитлеровский войск во Львовской области. В живых остались единицы. После Победы они вместе с жёнами и детьми погибших по крупицам восстановили картину героической битвы, в которой не последнюю роль сыграл и наш земляк, уроженец села Филисово Павел Иванович Гласов.
Застава оказалась на острие удара 11-й танковой дивизии, только что прибывшей к советской границе из Вены на пополнение танковой армии фон Клейста. Обстрел вражеской артиллерии начался на рассвете 22 июня. Сразу же загорелись жилые помещения, склады, конюшня. В воздухе носились клубы дыма и пыли. Жен и детей командиров из горящих домов перевели в подвал двухэтажного каменного дома с толстыми, почти метровыми стенами, где был оборудован перевязочный пункт. Пограничники заняли оборону в стрелковых окопах, в двух построенных накануне блокгаузах. На пулеметных площадках готовились к бою расчеты двух станковых пулеметов «максим».
Гитлеровцы шли по луговине, не таясь, в полный рост, будучи уверенными, что после длившегося более часа артобстрела в живых никого не осталось. Прицельные залпы пограничников буквально скосили передние ряды приблизившегося врага. Остальные в панике бросились назад. Последующие атаки немцев, каждый раз сопровождавшиеся артиллерийской поддержкой, носили все более ожесточенный характер. Но застава не сдавалась. Теряя товарищей, лопатинцы стояли насмерть.
Связь с соседними заставами и штабом погранкомендатуры отсутствовала. Росли потери. Погиб заместитель начальника заставы лейтенант Григорий Погорелов и группа бойцов, оборонявших железнодорожный мост недалеко от села Рапуша. Пал смертью храбрых пал политрук Павел Гласов. Ряды пограничников стремительно редели. Но застава сражалась. Тогда гитлеровцы применили термитные снаряды. Начался пожар…
Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 15 января.
Ольга Ступина