Трудная дорога к счастью и призванию
«Опять ваша Таня кому-то стихи читала!» - не раз с улыбкой, но и с ноткой уважения докладывали соседи по 1-му Рабочему посёлку родителям Татьяны Николаевны Бураковой, когда та только ещё постигала азы школьной премудрости. Школа, учителя произвели на неё такое сильное впечатление, что и дома она играла в школу: вела уроки для кукол. Исписывала мелом деревянную стенку у входа в квартиру – не успевали стирать! Мастерила из половинок старых тетрадей тетрадки для своих «учеников». И, конечно, подражала громкому голосу и выразительному произношению учительницы. «Если бы сейчас передо мной снова стоял выбор, кем быть, я бы снова стала учителем и непременно иностранного языка», - признаётся Татьяна Николаевна, за плечами которой более чем 40-летний стаж педагогической работы, высокие профессиональные достижения.
Нет, не зря девочка из многодетной семьи партийных работников, родившаяся в конце войны, выбрала свою жизненную дорогу и стала учить детей! Общительность, умение ладить с людьми, стремление к знаниям и желание делиться ими с другими вылились в призвание, в счастливую судьбу.
ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ К ЗАВЕТНОЙ ЦЕЛИ
А ведь начиналось всё, ой, как непросто! «Нас у папы с мамой было шестеро, - рассказывает Татьяна Николаевна. – Жили мы очень бедно. Родители не смогли дать старшим образование – они рано начали работать. Я была самая младшая. Очень стремилась к знаниям, училась хорошо. И родители решили, во что бы то ни стало, дать мне возможность получить высшее образование. После 8го класса я пошла в 9-й в среднюю школу №1. А девочки из моего класса – в ПТШ, учиться на ткачих. И я, понимая, как тяжело моим родителям, решила идти с ними: отец, секретарь райкома партии, договорился, чтобы меня перевели (занятия уже начались). Работала ткачихой 4го разряда на комбинате и училась в вечерней школе, но мечты поступить в институт не оставляла».
Татьяне Николаевне повезло: учительница немецкого языка не только дала прочные знания, но буквально влюбила девушку в свой предмет. По окончании вечерней школы, в 1963 году, она даже решила поступать в Нижегородский университет на переводчика. Но в тот год набирали всего лишь одну группу и только парней. Так судьба снова направила её на педагогическую стезю и снова испытала на прочность. Она поступила на факультет романо-германской филологии в Ивановский педагогический институт, но студенческие годы были отнюдь не радостными.
«Когда я окончила 10 классов, родители были уже пенсионерами. Пенсии у обоих были небольшие. Отправляя меня каждую неделю в Иваново, они отдавали последние деньги, а сами голодали«, - со слезами на глазах вспоминает Татьяна Николаевна.
Желая хоть както помочь старикам, она после занятий в институте шла работать нянечкой в детский сад. А летом в Родниках её брали воспитателем. Но и эти скромные приработки благосостояния Татьяны и её родителей не подняли – они по-прежнему считали каждую копейку, перебивались с хлеба на воду.
«Я была самая младшая. С детства донашивала за старшими одежду: мама перешивала обноски, - вспоминает Татьяна Николаевна. – На 45м курсе мои братья и сёстры, которые уже работали, сбрасывались и покупали мне демисезонные и зимние пальто – не в чем было ходить. В институте я училась с большим желанием. Любила научную библиотеку, читальный зал. Помню, постоянно хотелось есть. Однажды, на 1м курсе, шла по Иванову и увидела объявление о сдаче крови. Донорам платили деньги и кормили. И я пошла и сдала кровь – первый и последний раз в своей жизни!»
УСПЕШНЫЙ СТАРТ
И вот голодная и неустроенная студенческая жизнь закончена. Молодая учительница немецкого и английского языков в большой четырёхэтажной школе г. Березники Пермского края.
«Встретили меня очень хорошо, — вспоминает Татьяна Николаевна. – Завуч, приходя ко мне на урок, говорила: «Не волнуйтесь, не бойтесь – если что не так, я вам подскажу, помогу исправить!» Сразу загрузили общественной работой…»
Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 18 декабря.
Ольга Ступина