Неисповедимы пути Господни, или Кто и как восстанавливает наши сельские храмы
Когда-то на территории нашего района, как и по всей Руси-матушке, храмы были, что называется, в шаговой доступности, а православного люда было видимо-невидимо. Революционные перемены 20-го века разрушили многие церковные здания, не пощадили и людские души – началось моральное запустение, а потом и материальное – крах некогда великой страны, экономические неурядицы. Сейчас, слава Богу, многие начинают сознавать, что без высоких нравственных принципов, без нашей исконной православной веры положение не поправить и жизнь свою не улучшить. В Родниках строится новый храм Покрова Пресвятой Богородицы, а в сёлах храмы потихоньку благоустраиваются, восстанавливаются из руин. Эта тяга к созиданию, к своим корням идёт из глубины народной жизни. Это и простая неспешная работа верующих, и самые настоящие чудеса, которые ничем иным, как помощью свыше, не объяснишь.
Пасмурным январским днём, незадолго до Крещения, мы с благочинным родниковского церковного округа протоиереем Андреем Ефановым посетили два некогда совершенно запущенных, а сейчас окружённых заботой немногочисленных прихожан и разных добрых людей церковных зданий. Это были храм Смоленской иконы Божией Матери села Никульское и храм Казанской иконы Божией Матери в соседнем селе Сенниково.
Казанский храм в Сенникове по размерам уступает Никульскому, но здесь по воскресеньям и праздникам уже проводятся службы даже зимой: в одной части храма поставлена печка и собрано всё необходимое для богослужения. Смоленский храм в Никульском в холодное время открывают только по великим праздникам: помещение громадное, а отопления пока нет никакого. На закопчённых стенах (в храме в советские времена стояли трактора) видны остатки былой росписи и богатого декора. При взгляде на высокий круглый купол захватывает дух. В Сенникове на неотапливаемой части храма напорошило снега, в Никульском снега нет, но под новой крышей, как гнилые зубы, обломанные участки стены и пустые пространства, требующие заботы каменщика. В обоих храмах бетонный пол, явные следы доброго человеческого присутствия на фоне многолетнего раздора и запустения.
Двигателем всех этих позитивных изменений, несомненно, является председатель ЗАО Племзавод «Заря» Лидия Путяева. «С возрастом душа грубеет от повседневных дел, но в то же время тянется к возвышенному, к принятию вечных истин, говорит Лидия Геннадьевна. – Вот и я однажды, проезжая мимо Никульского храма, подумала: «С детства здесь живу, вижу эти развалины, а ничего не сделала, чтобы их восстановить, сохранить созданное нашими предками». Подумала и о том, что храм поможет нам и в производстве: людям ведь не только хорошие условия труда и заработки нужны, но и душевный настрой. Чтобы привлечь внимание односельчан к судьбе церковного здания, даже устраивала возле него выступление церковного хора. Потом, видя, что нужно двигаться дальше, обратилась за разрешением о восстановлении храма в епархию. И… получила себе задание на несколько лет вперёд». (Смеётся).
Начали Лидия Геннадьевна и её помощники с Сенниковского храма: убрали мусор и грязь, сделали бетонный пол, провели отопление, подремонтировали крышу, закрыли окна пластиком. Прихожан здесь больше, чем в Никульском – пожилые люди, бывшие работники хозяйства во главе со скромной женщиной Валентиной Шмелёвой, всю жизнь проработавшей животноводом она теперь следит за храмом. По линии епархии и стараниями отца Андрея, духовно окормляющего оба храма, приобрели церковную утварь, иконы и облачения. Храм ожил.
Затем взялись за церковное здание в Никульском. Несколько лет назад после посевной Лидия Геннадьевна собрала молодых механизаторов и вместе с ними произвела капитальную уборку изрядно загаженного храма. Кроме нечистот, пришлось выносить огромные брёвна и доски – остатки прежнего убранства. Долго думали, что с ними делать – дерево-то не простое, намоленное! — потом распилили и отвезли в Сенниковский храм топить печь. Затем наняли бригаду из Шуи, которая специализируется на ремонте храмов. Залили бетоном пол, сделали новую крышу, купол, окна из пластика, поставили крест. Стены снаружи побелили.
Ремонтники советовали нам сделать громоотвод, но мы не послушали, денег не было совсем. Я как руководитель выделила определённые средства из бюджета хозяйства, направляла своих строителей, но этого было недостаточно, рассказывает Лидия Геннадьевна. – Решили, обойдёмся пока без громоотвода. И жестоко поплатились! В грозу молния ударила прямо в купол – пришлось восстанавливать и его, и крест. Я тогда пошла, сняла со сберкнижки остатки своих пенсионных сбережений и купила громоотвод. Но, конечно, основная финансовая помощь пришла к нам, откуда не ждали, – из Москвы!
Помощница пожелала остаться неизвестной. Назовём только имя – Лена. Она принадлежит к весьма состоятельному и влиятельному кругу, верующая. Однажды в Интернете она наткнулась на отчаянную просьбу о помощи: просили помочь восстановить Никольский храм в одном из сел Комсомольского района. У женщины как раз было свободное время. Она села на рейсовый автобус, приехала в Иваново, купила билет и оказалась в Никульском: кассирша, видно, не расслышала или спутала конечную точку поездки и пассажирка уехала не туда. Позднее Лена сказала Лидии Геннадьевне: «Господь меня к вам привёл!» Она оплатила большую часть расходов на ремонт Никульского и Сенниковского храмов и обещает приехать в наши края ещё. Лидия Геннадьевна отправила ей фотоотчёт о проделанной работе, и благотворительница осталась довольна. А в Никульском уже строят новые планы – например, отремонтировать колокольню Смоленского храма, большой купол, заделать кирпичом дыры под новой крышей, а в Сенникове покрыть новой кровлей весь храм целиком. Если вы хотите внести свою лепту в восстановление и благоустройство этих храмов, не откладывайте дела в долгий ящик!
Ольга Ступина