Нужна ли специальная оценка офисным работникам?
Несмотря на то, что скоро с момента вступления в силу Федерального закона № 426ФЗ «О специальной оценке условий труда», прошло достаточное количество времени, некоторые его положения до сих пор остаются неясными и вызывают вопросы у работодателей, которым только предстоит провести процедуру специальной оценки в своей компании. Один из наиболее распространенных вопросов, задаваемых руководителями, звучит так: нужна ли специальная оценка офисным работникам?
На первый взгляд, с вредными и опасными производственными факторами офисные сотрудники не сталкиваются, а значит, и оценивать их рабочие места необязательно. Так было в случае с проведением аттестации рабочих мест, когда действительно учитывались только потенциально опасные и вредные условия. Но так ли это со специальной оценкой? Ответ однозначный: не так. Специальную оценку для офисных работников проводить нужно.
- Как проводить спецоценку для офисных работников?
Проведение специальной оценки офисных рабочих мест считается более простым делом, и на то есть ряд причин:
- В офисах существует значительное количество аналогичных рабочих мест — одинаково оборудованных, на которых сотрудники одинаковых должностей выполняют одинаковые трудовые функции. Согласно трудовому законодательству, подвергать оценке их все нет необходимости — достаточно проверить 20% аналогичных рабочих мест, установив для них всех один класс условий труда.
- Многие оформленные в офисах сотрудники работают удаленно, что также облегчает задачу и работодателям, и инспектирующим организациям: спецоценка для удаленных рабочих мест не проводится.
- Согласно пункту 4 статьи 10 ФЗ426 , если на рабочих местах не выявлены вредные и опасные производственные факторы, лабораторных измерений и экспертиз не проводится. На практике это означает, что практически во всех офисах нет нужды проводить испытания — крайне редко офисные условия труда действительно несут риск повышенного травматизма.
Тем не менее, вредные для здоровья факторы есть и в этом случае, и отнюдь не правы будут те, кто считает офисную работу самой безопасной для здоровья.
- Вредные условия труда офисных работников
К факторам, способным оказать воздействие на сотрудников офисов, относятся: электромагнитное излучение, микроклимат рабочего места, напряженность трудового процесса, освещенность рабочей поверхности.
Однако первые три фактора не расцениваются экспертами как однозначно вредные, и влияние работы с офисной техникой на здоровье, таким образом, ими не учитывается. К тому же при спецоценке в офисах документы на оргтехнику проверку не проходят, и их безопасность тоже не может быть доказана таким путем.
Что же касается фактора напряженности рабочего процесса, то он и сам по себе неоднозначен, а в случае с офисными работниками — неоднозначен вдвойне. Показателями напряженности является рабочая интенсивность и количество часов, которые сотрудник проводит в таком режиме. А если прибавить к этому нервно-психологические нагрузки, уровень ответственности за собственную работу и работу подчиненных (особенно значимый фактор для руководителей и менеджеров), риск повышенной нагрузки на глаза и статическое состояние опорно-двигательного аппарата, то становится ясно, что условия труда офисных работников никак нельзя назвать превосходными или хотя бы, как полагается по законодательству, оптимальными.
В остальном, порядок проведения спецоценки для офисных работников абсолютно точно копирует проведение СОУТ для иных рабочих мест: утверждение перечня мест, подлежащих оценке, заключение договора с подрядной организацией, формирование комиссии, проведение специальной оценки, оформление итогов.
Итак, резюмируя вышесказанное: специальная оценка для офисных рабочих мест проводится в порядке, установленном Федеральным законом № 426ФЗ «О специальной оценке условий труда». Изменения в 2016 году, возможно, скажутся на проведении СОУТ, но до тех пор, спецоценка для офисов является таким же обязательным мероприятием, как и оценка условий труда на заводах или промышленных предприятиях.
Госинспекция труда
в Ивановской области