Как воспитать вундеркинда?
Каждый ребёнок по-своему талантлив, и главное, чтобы дарованные ему Богом способности не пропали, а преумножились и помогли ему состояться в жизни. Многие современные родители, конечно, из самых лучших побуждений, стараются развивать и направлять своё чадо к успеху с младых ногтей, а в школьном возрасте «прессуют» уже по-настоящему. Но результат очень часто не радует, потому что, как известно, благими намерениями усыпана дорога в ад. Какие же ошибки совершают мамы и папы, пытаясь воспитать талантливых детей?
Не оправдал надежд
Одна из самых распространённых ошибок – возвеличивание способностей ребёнка. Вся семья вертится вокруг своего «кумира» и взращивает в нём звёздную болезнь. Все ожидают от юного дарования успехов и только успехов. Но жизнь – это череда успехов и неудач, и успех в одной области может соседствовать с неудачами в другой. А раздутое родительское честолюбие к такому развитию событий не готово. И ребёнок начинает жить в постоянном страхе слететь со своего высокого пьедестала: не получить пятёрку, не занять первое место в олимпиаде или конкурсе, оказаться хуже других. Повышенная тревожность парализует, мешает развиваться, возникает невроз. Дети то беспрерывно грызут ногти, то ручку, у некоторых начинается нервный тик, кто-то постоянно облизывает губы, щёлкает языком. Это признаки чрезмерного внутреннего напряжения. Излишняя родительская требовательность может иметь и более серьёзные последствия: бессонницу, дерматиты, постоянные головные боли, у ребёнка перед выходом в школу может начаться тошнота или даже рвота. Завышенные родительские ожидания нарушают иногда и сам мыслительный процесс. Ребёнок как орешки щёлкает сложные задания, но самое простое может поставить его в тупик.
Не высовывайся!
Ошибаются и те родители, которые ориентируют своего ребёнка не выделяться из общей массы, быть, как все. Они не видят в своих чадах никаких выдающихся способностей, а одарённость считают чемто вроде болезни, потому что вундеркинд не вписывается ни в какие рамки, тревожит бесконечными вопросами и зачастую рушит все мечты и планы: папа и мама хотят видеть его, к примеру, известным врачом или преуспевающим юристом, а он блистает на школьной сцене, рисует или пишет стихи. Многие дарования наших детей в нашем меркантильном мире, где критерий успеха – деньги, кажутся взрослым чем-то несерьёзным, вызывают усмешку, а то и откровенное неприятие. И ребёнок начинает стесняться своих способностей, своей непохожести на других. Старается «не высовываться», зарывает свои таланты.
Талантливый, но не отличник
Высокая школьная отметка – не всегда признак высокой одарённости. Иногда это лишь результат упорства, зубрёжки, особого отношения учителя и стараний пап и мам, которые требуют отличных оценок. По-настоящему одарённому школьнику свойственно увлекаться: он с головой уходит в изучение того или иного предмета, а другие может совершенно забросить и нахватать двоек. Для него может быть важен сам процесс, а не результат. И родители должны с пониманием относиться к поискам и метаниям своего чада и, по возможности, направлять их в рабочее русло.
Также папы и мамы талантливых детей должны озаботиться их «социальной компетентностью»: помочь им найти друзей, научиться общаться со сверстниками и взрослыми, не задираться, не конфликтовать. Такие дети среди обычных, ничем не выделяющихся одноклассников чувствуют себя одиноко: другие не разделяют их увлечений, не имеют таких познаний и часто завидуют успехам и издеваются над «белыми воронами» и «ботаниками».
Ведь, когда они повзрослеют, им придётся не бороться за олимпийский пьедестал в индивидуальном первенстве, а создавать семью, рожать и воспитывать детей, выполнять приказания начальства и сотрудничать с сослуживцами или деловыми партнёрами, решать массу бытовых и рутинных проблем. Гордыня и высокомерие здесь плохие попутчики, а дружелюбие и открытость, умение сочувствовать и сострадать – весьма кстати.
По материалам умных книжек и Интернета
подготовила Ольга СТУПИНА