Последний поклон
Православный человек по-особому видит и воспринимает происходящее. Ему открываются бесчисленные свидетельства присутствия Бога и его отеческой любви к человеку. Об этом говорится в письме нашей землячки, ныне жительницы г. Фурманов Татьяны Ивановны Рауцен.
Хочу рассказать о своей бабушке Прасковье Лаврентьевне Гусевой (Грубовой). Думаю, что именно её молитвами, через великие скорби и печали, которых можно было избежать, пришла я теперь в храм и только там нахожу тихое пристанище мятежной душе своей.
Вне сомнения, бабушка, если б была жива, сейчас носила бы звания и «Ветеран труда», и «Ветеран Великой Отечественной войны», потому что всю жизнь свою она по гудку приходила к станку на комбинат «Большевик» и по гудку уходила . Не дай Бог опоздать! А в войну после смены их возили ещё и на трудовой фронт: копать торф в ледяной воде, заготавливать зимой дрова. Жила бабушка в деревне, содержала огород, заготавливала себе дрова и зимой топила печи. А когда управляться со всем этим не стало сил, родители взяли её к нам. Мы, внуки, к тому времени были уже большие, в бабушкиной опеке не нуждались — бегали вокруг неё равнодушные, неверующие, некрещеные, не испытывая к ней особых родственных чувств. Никто из нас, к сожалению, её не обнял, не прижался к ней крепко-крепко в знак нашей детской любви и уважения.
Бабушка каждое воскресенье ходила в церковь. За шесть километров, лесом, в любую погоду. А похоронили её неотпетой: сын и сноха учителями работали, вера была под запретом и за религиозный обряд их бы попросту уволили.
В 50 лет я пришла к вере, покрестилась, стараюсь не пропускать воскресные службы. Однажды подумала: «Бабушка-то у нас неотпетой похоронена. Где же её душа? Не томится ли, не страдает ли она из-за этого на том свете? Нельзя ли наш грех перед умершей как-то исправить?»
И дал Господь чудо! Ехала я в автобусе, а сзади сидели две женщины и разговаривали как раз на эту тему. Одна другой говорит: «Отпеть-то можно и сейчас, лишь бы человек жил с верой».
В Троицкую родительскую субботу отправилась я в тот храм, в который моя бабушка ходила. После службы батюшке говорю: «Отпеть бы мне бабушку — сорок лет назад похоронили неотпетой, а очень верующая была и в этот храм всегда ходила». Батюшка отвечает: «Знаете, сегодня такой большой праздник, а я один. Приезжайте через неделю: каждую субботу в церкви поминовение усопших, я и отпою».
Приехала я через неделю. И батюшка так хорошо, тепло отпел мою бабушку. Я со слезами, с земными поклонами помолилась. Батюшка и говорит: «Не напрасно Вы именно сегодня приехали: день-то Параскевы Пятницы (а бабушка была Прасковья, именины у неё в этот день, значит, были бы)!» Параскева Пятница — покровительница ткачей. А бабушка 40 лет отработала на родниковском комбинате ткачихой. И храм-то святых мучеников Фрола и Лавра, а бабушка у нас Лаврентьевна. Вот ведь чудеса! Через 40 лет в День ангела принял Господь по всем правилам душу моей бабушки, да ещё в таком храме!
Слава тебе, Господи, что у тебя все живы, и Ты своих верующих не оставляешь никогда! Только бы и мы жили верой в Тебя. Помоги нам в этом. Дай нам сил, терпения и любви.
Ольга Ступина