ХОЧУ БЫТЬ ТЕКСТИЛЬЩИКОМ!
На комбинате «Родники-Текстиль» возродили практику трудовых отрядов для школьников
Современное промышленное производство стремится к максимальной автоматизации. Но как бы ни совершенна была техника, она никогда не сможет заменить Мастера, который делает вещь по-настоящему качественной, вкладывая в нее частичку своей души. Между тем воспитать хорошего Мастера — очень непросто… Здесь должны слиться воедино сразу несколько составляющих: внимание к наклонностям ребенка в семье, грамотная профориентация в школе, осознанный выбор профессии и образовательного учреждения. А в основе всего — отношение в обществе к человеку труда. Как это ни печально звучит, но такие ценности, как любовь к труду, стремление стать профессионалом, получать удовольствие от процесса и результата работы — почти повсеместно заменяются сейчас гламуром, жаждой больших и лёгких денег и подчас пренебрежительным отношением к профессии.
Особенно ярко это небрежение проявляется на таких традиционных производствах, как текстиль. Поколение Мастеров, воспитанное еще в советское время, постепенно уходит, необходимо готовить им смену, пополнять ряды текстильщиков, передавать опыт. И делать это всё труднее…
Начальник отдела кадров предприятия «Родники-Текстиль» Ольга Новикова говорит: « Привлечь на предприятие молодых людей — настоящая проблема. И это несмотря на то, что наш комбинат был и остается до сих пор градообразующим предприятием. У нас работали и работают целые поколения родниковцев. Есть работа, есть вполне достойная зарплата, но нет желающих! Еще пять лет назад для нас это было шоком. Затем мы стали разбираться в ситуации и совместно с руководством Родниковского района выработали план действий».
Зачем изобретать велосипед, когда на комбинате в советское время отлично зарекомендовали себя трудовые отряды старшеклассников. Решили попытаться возродить тот успешный опыт, который был накоплен в советское время. Начали со школьников, вернее, с просветительской работы с ними. В начале прошлого учебного года старшеклассники родниковских школ были приглашены на экскурсию в ткацкую фабрику. Экскурсоводы — сотрудники отдела кадров — подготовили увлекательный рассказ, начиная с богатой истории предприятия и заканчивая демонстрацией нынешнего супер-современного компьютеризированного оборудования, которым редко кто может похвастаться не только в нашей стране, но даже в «большом» текстильном мире. Рассказывали о том, какие есть профессии в текстиле, какую предприятие выпускает продукцию и даже — сколько можно тут зарабатывать! Дети были, можно сказать, потрясены. На их глазах рушились стереотипы… Ученицу 8-го класса Центральной городской школы Ксению Мамонтову поразило то, что «прямо в Родниках есть такое предприятие, где станки, как космические корабли. Захотелось еще что-то узнать про наш текстиль». А ученика 9-го класса этой же школы Никиту Ушакова привела в восторг «автоматическая тележка с сенсорным экраном, с помощью которой можно перевезти большой тяжелый навой, не прикладывая физических усилий. А ткацкие станки с компьютерами на борту! Меня от этих станков было сразу просто не оттащить!» Ученица 9-го класса средней школы №2 Наталья Резникова увидела текстильное производство совсем не таким, каким оно представлялось ей раньше: «Здесь все хорошо организовано, работники производят хорошие ткани и могут быть довольны результатами своего труда. Они могут гордиться, что работают в таком месте»
Экскурсии вызвали очевидный интерес у школьников. Это очень хороший результат, правильные и важные эмоции, которые необходимо было в дальнейшем закрепить и превратить в желание детей попробовать что-то сделать в текстиле самому.
Вторым шагом программы стала организация трудовых отрядов — небольших групп школьников, которые в течение учебного года приходили на предприятие и под руководством опытных наставников осваивали ту или иную профессию. Эта идея также была не нова — много лет в советские годы она работала «на отлично». Первая запись в трудовых книжках у половины нынешних сотрудников предприятия — работа в трудовом отряде.
Ребятам на выбор были предложены профессии оператор мотального оборудования, ставильщик, ткач — для девочек и заправщик оборудования — для мальчиков. К обучению приступили 15 девочек и 17 мальчиков из двух городских школ. Учащихся разбили на несколько групп, у каждой был опытный наставник, который постоянно находился рядом с детьми. В наставники были выбраны опытные и квалифицированные рабочие: оператор мотального оборудования Елена Дегтянцева, ткач Эльвира Патренкина, помощник мастера Андрей Румянцев. Обучение велось под постоянным контролем со стороны инженера по охране труда Елены Морозовой и кураторов от отдела кадров Ирины Костюхиной и Елены Коровкиной. В процессе занятий осваивались как практические навыки, так и охрана труда и технология ткацкого производства. По словам наставника одного из трудовых отрядов Андрея Румянцева, ребята приходили на предприятие после уроков, в свободное от учебы время, которое они могли бы потратить на соцсети и тусовки. «Но такое представление о молодежи, не совсем верное. Детей просто нужно заинтересовать, быть с ними искренними, не лениться вкладывать в них свои знания, умения и даже, не побоюсь этого слова, душу. Тогда всё у них получится…«. Ребят очень тепло приняли в коллективе, начальник ткацкого производства Елена Гусарова так выразила общее впечатление: «Приятно, что в цехе появляется молодежь, когда — то и мы были такими же, так же начинали, чувствуется преемственность поколений, жизнь продолжается! Ребята очень хорошие, умные и ответственные — радостно, что они решили попробовать свои силы в производстве!»
К конце учебного года трудотрядовцы уже начали выходить со взрослыми коллегами в смену и многие операции на оборудовании выполнять самостоятельно. Они даже стали немного по-другому выглядеть — более серьезными, взрослыми, целеустремленными… Ольга Новикова продолжает: «Мы прекрасно понимаем, что не все, кто приходит к нам на экскурсии и даже учится в трудовых отрядах, в дальнейшем будет работать у нас на производстве или вообще станет текстильщиком. Однако я уверена, что этот опыт обязательно оставит след в их дальнейшей жизни, повлияет на становление личности. Это ведь такой плюс к самооценке человека — уметь что-то делать своими руками, чувствовать себя профессионалом. В конце концов, заработать деньги себе на личные расходы». А как радовались наставники, когда ребята перед окончанием обучения, стали приходить и спрашивать: а можно ли им продолжить работу. А когда старшее поколение ответило удовлетворительно, были в восторге.
Принято решение, что работа трудотрядов в ткацкой фабрике будет организована летом, на каникулах. 14 человек — 11 юношей и 3 девушки — приступят к работе в середине июня. Ребята будут работать неполную смену по четыре часа, как и положено по трудовому законодательству. Под руководством своих наставников они начнут решать все задачи на своем участке. Большой знак доверия со стороны предприятия и большая ответственность для ребят — ведь их участок будет включен в общий производственный процесс, от скорости и качества их действий будет напрямую зависеть выполнение планов на других участках.
Организаторы и наставники уверены: у трудотрядовцев все получится! Это пусть маленькая, но победа на пути создания нового поколения Мастеров…
Вера Кузнецова