Эдем за чертой зла
В четверг, 15 июня, в новом кинозале «Лидер» прошел показ фильма «Рай», снятый Андреем Кончаловским, в рамках кинофестиваля «Зеркало».
Параллельно в этот день ленту демонстрировали ивановскому зрителю. К сожалению, при полупустом зале. Родниковцы же откликнулись на показ активнее и заполнили почти половину мест, хотя во время сеанса родителям с детьми пришлось уйти — не все сцены из фильма предназначались для детских глаз.
Нужно отметить, что «Рай» стал призером венецианского кинофестиваля, номинировался на «Оксар» и поэтому встал в один киноряд «Зеркала».
Что можно сказать о картине? Уже из черно-белой афиши с изображением человека, заслонившего лицо рукой (то ли вытирающего слезы, то ли ждущего чьего-то удара) зритель мог догадаться о трагедии, скрытой за лаконичным названием «Рай».
Действительно, сама тема спасения еврейских детей русской дворянкой (ее сыграла жена Кончаловского — Юлия Высоцкая) в годы Второй Мировой войны уже предполагает непростые повороты в судьбе героев истории. За свою гуманность Ольга (она же редактор журнала мод Vogue) попадает в один из фашистских концлагерей. Ее пытается спасти молодой офицер СС, контролирующий их работу, знающий русский язык и литературу, пишущий диссертацию по творчеству А. Чехова. Он восхищается идеей создания рая земного и появления сверхлюдей, самим фюрером, но от дыма крематориев он еле сдерживает рвотный позыв, с отвращением смотрит на фото уничтожения евреев. Он сближается с Ольгой, хочет ее спасти, а та втайне его презирает и всякую минуту готова убить эсэсовца, который, как и она, выходец из дворян.
Весь фильм с киноэкрана со зрителем говорят души трех людей (так я их назвала про себя), которые отдали жизнь за то, чтобы воцарился на земле рай, созданием которого долгое время занимались чистокровные арийцы. Никто из них так и не попал в рай земной, какой бы путь они для себя ни избрали. Лишь одна душа француженки за свою бескорыстную жертву (ради спасения детей и лагерной соседки) обрела покой в раю Небесном.
Тем самым Андрей Кончаловский показал нам, что рая не бывает без ада, а за чертой беспроглядного зла все же есть грань любви и добра. Но он же и предостерегает зрителя: человек, сколько бы он ни жил, всегда будет искать свой эдем, и на смену одним искателям (или строителям) могут прийти другие…
Отличной режиссуре ленты придает еще большего колорита черно-белая пленка, на которой снят фильм, эффекты старого кино. Свою роль играют и диалоги «на камеру», когда «душа» хочет рассказать нам все самое сокровенное и выстраданное.
Безусловно, фильм заставляет думать и задумываться о смысле человеческой жизни, поиске того самого парадиза — гармонии души с внешней, каждодневной жизнью.
Родниковцы выходили из зала молча, осмысливая увиденное — кино тронуло сердца.
Наталья Харитонкина