Прогулки по району: «И снова о Кирьянихе»
Не успели мы опубликовать под рубрикой «прогулки по району» материал о Кирьянихе, как об этой восточной окраине Родников нам сообщили ещё кое-что интересное. Поэтому продолжаем.
«После войны, все советские годы в Кирьянихе мы жили очень дружно, — говорит уроженка этого района Нина Михайловна Кузнецова — председатель Совета ветеранов комбината, — вместе справляли все церковные и светские праздники. Как сейчас вижу, по улицам Старой Кирьянихи на Троицу с берёзкой идёт дядя Павел Корзиничев, а за ним шесть — семь женщин с песнями и плясками. Народ собирают. В советское время депутаты приходили к нам и отчитывались за свою работу — люди выносили столы и стулья, тоже чуть не праздник был. Помню, от нас в горсовет был избран Набойщиков, так он свой участок — Кирьяниху обходил еженедельно, справлялся, всё ли в порядке и что людям нужно, помогал. Такую бы практику и нашим сегодняшним избранникам не плохо бы перенять».
В войну многие уроженцы Кирьянихи погибли, и те, кто вернулся, считали своим долгом помогать вдовам и сиротам. «Папа мой бывало бросал клич: «Кому косу (топор, нож и т.д.) точить — несите!» И приносили со всей округи, — вспоминает Нина Михайловна. — А бывало и сыновей своих солдатки на правёжь к немногочисленным мужикам приводили: мол, помогите, отбиваются от рук! И говорят с хулиганами по-мужски, по-отцовски, а то и ремня дадут. Многие чужих детей на разные мужские работы брали — сено косить, например, или дрова в лесу заготавливать, к труду приучали. Так и вырастили всем миром хороших людей. Учитель Алексей Вениаминович Смирнов, председатель районного Общества охраны природы, например, с ребятишками вместе сделал спортивную площадку — сами ездили в лес за столбами на ворота, а сколько деревьев посадили — и не сосчитать!»
Вспомнили старожилы и то, как берегли когда-то траву на лугах — разрешалось ходить только по тропке, за этим следил сторож Огурцов с Коммунистической улицы. За 2-й Кирьяновской долгие годы сохранялись ямы от овинов — там до революции и в первые послереволюционные годы сушили снопы.
Было время, когда на опушку леса недалеко от Старой Кирьянихи ежегодно приезжал цыганский табор. Дети бегали смотреть, как цыгане жгут костры, раскидывают шатёр, говорят и поют о чём-то на своём языке. А те посылали их на родничок за водой. Родник находился почти на самом лугу, по соседству с ивняком, который почему-то называли Кулигиными кустами. Цыгане никого никогда не обманывали и не обижали. И кирьяновские жители были настроены к ним дружелюбно.
Записала Ольга Ступина