Прогулки по району: «Восточная окраина Родников»
Продолжаем наши «Прогулки по району». И путь наш сегодня лежит в Кирьяниху — одну из исторических окраин Родников. Проводником для нас будет уроженка этих мест, ребёнок военных лет, из скромности просившая не указывать её имя. Вот, что она вспоминает:
«Моя родная Кирьяниха — восточная окраина Родников. Изначально — это улицы с бревенчатыми деревянными домами и с печным отоплением. Самые старые улицы — 1-я и 2-я Кирьяновская ( их ещё называют «Старая Кирьяниха», позднее перпендикулярно к ним образовались ещё пять Кирьяновских улиц). Но всё начиналось именно с 1-й и 2-й, с двух порядков домов, обращённых окнами на юг, на широкий луг.
От этого луга у меня навсегда остался в памяти необыкновенный запах цветущих трав и ощущение свежего воздуха — как в деревне, по контрасту с городом. Весной по лугу разливалась вода. Летом всё пересыхало, и в самой низине вырастали яркие жёлтые цветы с мясистыми стеблями и листьями, которые мы называли «куриная слепота». Много было также колокольчиков, дрёмы, незабудок. Траву на лугу берегли, старались не мять — её сначала заготавливали для каких-то городских нужд, потом уже частники на лугу привязывали свою скотину — овец, коз. Когда-то в Кирьянихе было и своё стадо.
Жили просто, по-деревенски, хотя большая часть населения работала на комбинате. До войны женщины по праздникам иногда собирались под окнами и пели, а мужчины играли на гармошках — весело было, а потом такое веселье сошло почти на нет — многие гармонисты с войны не вернулись, женщины овдовели. Мы, дети, помогали родителям по хозяйству, а в свободное время предавались самым простым, нехитрым занятиям: строили домушки в ивняке, играли в куклы, в чижа, в городки, в классы, в «попа гоняло», ходили в лес за ягодами и за грибами, купались.
На лугу перед 1-й и 2-й Кирьяновскими улицами было несколько прудов. Каждому мы давали какие-то названия. Например, пруд против дома Малышевых в начале ул. 1-я Кирьяновская так и называли Малышевым. Он не пользовался особой популярностью, т.к. дно там было илистое и водились пиявки. Дети любили купаться в Совке — это был пруд, похожий по форме на совок, довольно мелкий и с песчаным дном. Пруды тогда чистили, потому что они служили не только для купания, но и для полоскания белья, полива огородов и противопожарных нужд.
С одной стороны нашего огромного луга видны были улицы Куликов (на окраине Куликов был когда-то магазин), а с другой — лес. Дети, отправляясь за ягодами и за грибами, обычно ходили недалеко, в ближний лес. Чуть подальше имелось особенно ягодное место под названием «Лисьи ямы» — небольшие сухие овражки, заросшие земляничником. Самый дальний лес был еловым, тёмным — видимо, поэтому его называли Чёрным.
До войны в Кирьянихе электричества не было. Его провели году в 47-м. Помню, в войну моя мама, швея-надомница швейной мастерской комбината, шила для наших солдат ватники и другое обмундирование при свете лампы-семилинейки ( у этой лампы был длинный фитиль, благодаря которому она давала больше света, чем обычная лампа). Мастерская, где мама получала нитки, крой и всё прочее, находилась в нынешнем Куликовском магазине — одна половина была магазин, а вторая — мастерская. По-моему, не было тогда у нас и радио — оно тоже появилось позже. Потом и освещение провели, и телефоны, проложили асфальт, провели газ. В 60-е до Кирьянихи стал ходить автобус по маршруту «Проезд Энгельса» — конечная остановка возле крайнего дома на 2-й Кирьяновской.
За 7-й Кирьяновской с довоенных времён было много участков, где жители сажали картошку. Теперь тут проезд Гагарина, ул. Герцена, Восточная и Тимирязева, которые тоже относятся к Кирьянихе. Сзади этих новых улиц, через дорогу, начинается Пригородное, территория бывшего совхоза «Светоч». По 2-й Кирьяновской во времена моего детства и юности шла дорога на ближнюю деревню Игнатово, ездили на лошадях заготавливать лес, дрова, сено и прочее. Дорога мимо картофельных участков летом была очень пыльная, и мы, ребятишки, зазывали её Мелишная ( от слова «мельница», потому что пыль напоминала муку).
Почему Кирьяниха называется Кирьянихой, я не знаю, возможно, от имени первого поселенца или владельца земли. Но интересно, что в моё время на одной из этих улиц жила женщина по имени Кирьяна. Это, скорее всего, никакой связи с происхождением названия не имеет. Помнится мне из самого раннего детства также, что перед одним из домов на этой улице стояла маленькая беленькая часовенка, словно будочка. Потом её, видимо, разрушили».
По воспоминаниям старожилов Родников, в 30-е годы на задворках 2-й Кирьяновской улицы — там, где сейчас ул. 9 Мая, работал ремизо-бердочный завод, находившийся тут, видимо, ещё с царских времён.
Ольга Ступина