«Врачебная практика», или Один день с терапевтом

Думаю, не ошибусь, сказав, что каждый третий нынешней зимой-весной переболел вирусным заболеванием, сопровождающимся высокой температурой, раздирающим сухим кашлем и другими симптомами. Работа медиков в это время удваивается. Да и, кроме этого, жалоб у пациентов немало… А с какими трудностями в работе сталкиваются медики? Чем наполнен каждый их день? Мы решили увидеть это своими глазами и провести один день с участковым терапевтом.

1Знакомьтесь — Наталья ЖУРАВЛЕВА, врач-терапевт районной центральной больницы с 16-летним стажем работы. Ее правая рука — медицинская сестра Анна Меньшикова (на фото слева). Территория участка — преимущественно мкр. Шагова, ул. М.Ульяновой и прилегающий частный сектор с населением более 2 700 человек. Работают вместе третий год. Этот участок считается одним из самых больших в городе.

 

«На что жалуетесь?»

Я пришла на «врачебную практику» к 13-30, хотя прием вовсю шел, и у врача побывали уже 25 человек.

13 ч. 35 мин. На повторный прием обратилась молодая женщина с жалобами на кашель. Наталья Сергеевна выслушав, уточнила, принимает ли пациентка рекомендованные лекарства. Напомнила ей о продлении лечения и о следующем визите в понедельник, предварительно сдав анализы крови и мочи.

13 ч. 44 мин. В кабинет зашел мужчина проконсультироваться по ряду документов на ВТЭК. Посоветовала при следующем посещении не занимать очередь, а сразу зайти и забрать документы.

13 ч. 47 мин. Вошел молодой мужчина. «На что жалуетесь?» — обратилась к больному Наталья Сергеевна. Пациента беспокоят боли в спине, а также кратковременное, но систематическое опухание в области правого века. Доктор задала множество вопросов в отношении проблем со здоровьем, прослушала дыхание фонендоскопом, измерила артериальное давление. Наталья Сергеевна настоятельно порекомендовала мужчине оформить больничный, и пройти обследование у невролога, окулиста, отоларинголога, стоматолога, провести УЗИ почек и, конечно, сдать анализы.

2

14 ч. 59 мин. Следующим был улыбчивый дедушка из хирургического отделения. Он сразу пошутил: «Девчонки, у меня ничего не болит!» (когда я фотографировала Наталью Сергеевну, он отметил, снова вызвав у всех улыбку: «Вам без очков лучше!»). Несмотря на отсутствие жалоб, его прослушали и измерили давление. Изучив историю болезни, выяснилось, что мужчине предстоит операция. Доктор дала разъяснения по приему лекарственных препаратов.

14 ч. 11 мин. Дедушку сменил гражданин, который ранее обращался по причине высокой температуры. Он сообщил, что его состояние стало значительно лучше. Можно выходить на работу.

14 ч. 15 мин.   Пожилую женщину ведет дочь. С утра они вызывали скорую помощь, а теперь подошли на прием с жалобами на боли в животе и рвоту. Все симптомы указывают на вирусную инфекцию с кишечными явлениями. На вопрос «А где ваша медкарта?» выяснилось, что она никогда (!) не обращалась к врачам. После обследования терапевтом женщина направлена на консультацию к инфекционисту.

Я сделала вывод, что пожилые люди ответственнее относятся к своему здоровью, но Наталья Сергеевна со мной не согласилась. «Достаточно людей, которые следят за своим здоровьем и в молодом возрасте, только у них высокая рабочая занятость, а у пенсионеров, конечно, больше свободного времени, и они, имея какое-либо хроническое заболевание, хотят продлить свою жизнь», — ответила мне врач.

14 ч. 29 мин. Прием продолжается. Женщина пенсионного возраста — гипертоник рассказала о своей кардиограмме, проконсультировалась с врачом о приеме препаратов. Наталья Сергеевна напомнила пациентке, что у нее несколько повышен холестерин и рекомендовала соблюдать диету. Решила поставить гражданку на учет результатов в диспансерную группу больных хроническими заболеваниями.

14 ч. 35 мин. Последним пациентом стал сомневающийся мужчина. Он обратился к терапевту за помощью в расшифровке результата анализа. Выяснилось, что патологии нет. Прогноз хороший.

Интересно, что среди 8 пациентов, пять — это мужчины. Врач соглашается с тем, за последние годы количество мужчин, обращающихся к врачу, увеличилось. «Мужчины на моем участке довольно активно приходят на прием», сказала доктор.

К каждому пациенту со стороны Натальи Сергеевны — внимательное отношение, но при этом нужно заполнить медкарту больного. «Я привыкла, и слушать, и делать, — так о себе говорит терапевт. — У меня очень хорошая память: я помню всех больных, что они принимают, вплоть до дозировки». Анна Александровна добавляет: «Пациентка скажет, пила желтенькую, Наталья Сергеевна догадывается какую. Скажет первый слог лекарства — она выдает целое название».

«Первый год — самый тяжелый»

Прием закончился. Небольшой перерыв на чашечку чая и короткий рассказ о себе. «Осознание, что хочу стать доктором, — говорит Наталья Сергеевна, пришло ко мне в 14 лет, именно терапевтом, взрослым врачом. Хотя мне нравятся все разделы медицины, но терапия в себе объединяет вообще все. Мы специалисты широкого профиля: ко мне идут и с проблемами глаз, и с болями в животе и спине. Сориентировать больного, предположить диагноз — это обязана сделать я».

— Помните ли вы первого больного?

Как раз первый пациент в памяти не остался. А вот первый год работы был трудным. Первые шесть месяцев была прикреплена к врачу, который контролировал мои действия, потом стала работать участковым терапевтом. Тогда мне очень помогла опытная медсестра Алевтина Матвеевна Салова. Когда были сложные пациенты, коллегиально советовались, помогал весь коллектив.

 

«Случайно, не в морг повезете?»

«А теперь на вызовы» — прервала разговор терапевт. Сегодня их восемь — пациентов, нетерпеливо ждущих своего доктора.

«А если их нет, пора домой?» — спрашиваю я. Наталья Сергеевна качает головой и улыбается: «Нет, такого практически не бывает. Вызовы бывают всегда: день на день не приходится, особенно когда ты работаешь за двоих. Буквально на днях по вызовам ходила до 7 часов вечера. Ничего в этом страшного нет. А если все-таки вызовов нет, посещаю активно тяжелых больных, оформляю документацию».

А в это время медсестра Анна Александровна остается приглашать по телефону пациентов на прием, а затем делать инъекции больным на дому.

На часах 15 ч. 05 мин. Наталья Сергеевна планирует с водителем маршрут движения к пациентам. Поехали…

Семья пожилой семейной пары. Дедушка жаловался на высокую температуру, затрудненное дыхание. Супруга больного рассказала о том, когда начались симптомы заболевания, как и что принимают. Диагноз, вирусное заболевание, поставлен, нужно ехать дальше. Напоследок, глядя на меня, осторожно задают вопрос врачу: «Наталья Сергеевна, вы что, уходите от нас?» Врач улыбается: «Вы подумали, я смену себе привела? (смеется). Нет, не волнуйтесь, я с вами!»

Женщина — пенсионерка. «Ой, милая, Наталья Сергеевна!» — так встретила своего врача больная и начала подробно рассказывать о своем состоянии: о головных и суставных болях, об отеках, почках, о принимаемых лекарствах. Задавала много вопросов, на что получала подробные ответы. И проводила она любимого доктора словами: «Ой, барыня моя!»

Мужчина с сильными болями в животе и позвоночнике (с другого участка). Боли сопровождаются рвотой. Предварительный диагноз — кишечная непроходимость. В ходе беседы выяснилось, что скорая уже приезжала, пациенту лучше не стало. Врач снова вызывает неотложную помощь, чтобы больного осмотрел хирург и был проведен рентген брюшной полости. Вдруг мужчина говорит: «Случайно, не в морг повезете!» Его смех сменяется длинным стоном… В такой ситуации больной еще и шутит. У меня — шок…

Выйдя от него, Наталья Сергеевна отмечает: «Если пациент позитивен и настроен на лечение, с ним легко работать, несмотря ни на что».

Больной пенсионер после инсульта (с другого участка). Не встает почти три года. Сегодня у него жалобы на повышенное давление и головокружение. Несмотря на недомогание спрашивает: «Как вас звать?» Терапевт отвечает: «Журавлева». «Вас хвалят!» — утвердительно сказал мужчина. Да, народная молва вперед бежит… И здесь пациенту оказана помощь.

3

Душевное состояние — не описать словами

Мой день с Натальей Сергеевной завершен. Но только у меня, а её   ждут больные.

Скажу честно, после нескольких часов моей «врачебной практики» я поняла, что вряд ли смогла быть врачом. Сложно сохранять спокойствие, когда — здесь болезнь, там —   недуг…

«Психологические установки не позволяют мне выходить из себя, раздражаться на пациентов. У меня всегда ровное настроение, — отвечает врач. — Все возможное для пациента я сделаю. Если любишь свою работу, то делаешь все, что от тебя зависит. Результат виден каждый день: снизилось у человека давление — чем не удовлетворение, вылечила от ОРЗ, выяснила причины болезни — конечно, удовлетворение».

ТРУДНАЯ, НО ВЕЛИКАЯ ПРОФЕССИЯ… ПРОВЕРЕНО НА СЕБЕ.

Материал подготовила Ольга Воробьёва

 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *