И к гадалке не ходи!
Как мы даже в святые дни невольно вступаем на территорию зла.
В первые дни нового года люди особенно охотно верят в чудеса. Наверное, поэтому наступающие после Рождества святки многие воспринимают как некое баловство, время мистики и гаданий, хотя благочестивые христиане в это время занимались (и занимаются!) совсем обратным — прославлением родившегося Христа. Также в святки, до Крещения принято было навещать родных, заниматься благотворительностью, помогать бедным и несчастным — словом, особенно активно творить добро. К сожалению, мы, современные люди, взяли у своих предков не столько эти замечательные традиции и настоящую веру в Бога, сколько суеверия и неистребимую тягу к мистике и гаданиям.
Крепкий орешек-2
Один мой хороший знакомый, человек образованный и даже занимающий небольшой руководящий пост, держит у себя в кошельке лесной орех. Да не простой орех, а двойной. Когда-то в детстве бабушка рассказала ему о том, что орех-двойчатка приносит богатство и успех, и его нужно постоянно держать рядом с деньгами, вот он однажды нашёл такой орех и положил в кошелёк, чтобы финансы не пели романсы и карьера шла в гору.
Ну, не знаю, повинно ли лесное чудо в благополучии моего знакомого, но с дензнаками у него, действительно, особых проблем нет. Подозреваю, правда, что дело тут не в орехе, а в том, что человек он очень экономный, разумный — копейки лишней попусту не потратит, а денежки, как известно, счёт любят, поэтому у него и водятся. В карьере же он так и остался на том же месте — просто потому, что расти в их конторе больше некуда, а искать другую работу он не хочет.
Кстати, лесные орехи у наших предков, действительно, были в чести — кладезь полезных веществ, особенно важный в голодное время и во время поста. Символ мудрости, знаний и дара предвидения (современные учёные подтверждают — мозг от них работает лучше!), богатства — целебное ядро, как настоящий клад в сундуке, лежит в скорлупке. Ореховую лозу использовали при поиске воды, руды и кладов.
Ореху, по мнению язычников-славян, покровительствовал «скотий бог» Велес — владыка подземного мира, богатства и учёности. Волхвы делали из ореха-лещины посохи и жезлы, а простые люди — корзины и удочки. При помощи ореховых веток когда-то вершили правосудие, а с принятием христианства ветки ореха, связанные крестообразно золотой или красной нитью, украшали дом на Вознесенье и на Духов день. Так язычество незаметно смешалось с новой, христианской верой. На счастье плодики-орешки (двойчатки и тройчатки), чтобы не потерять, зашивали в одежду или клали в ладанку. Считалось, если съесть один орех из «двойни», а другой бросить через левое плечо — сбудутся все желания.
Ох, уж эти кошки!
Недавно шла утром на работу. А впереди меня шпарят в том же направлении трое парней. Вдруг из подъезда одного из домов трусцой выбегает шикарный чёрный котище и бросается нам наперерез. Парни резко тормозят и галантно пропускают меня вперёд. Слышу за спиной шёпот одного: «Пускай тётка пройдёт, а потом мы. А то дороги не будет. (То есть, считай, все дела в этот день пойдут наперекосяк — прим. автора). Посмеялась я над суеверными молодыми людьми и без боязни их обогнала. Вечером, следуя тем же маршрутом, подвела итог прошедшему рабочему дню. Выяснилось, что он, действительно, сложился не слишком удачно: не сделала всё, что запланировала, получила выговор от начальства и забыла сделать нужные покупки. Вот тебе и чёрная кошка!
Однако, если мыслить здраво, такие неудачи случались со мной не раз и тогда, когда никакие кошки дорогу мне не перебегали и никакие приметы ничего плохого не обещали. Кстати, в некоторых европейских странах люди верят, что чёрные кошки, наоборот, приносят счастье. А у нас в Родниках в последнее время пошла мода на рыжих котов — их даже крадут у хозяев. Считается, что такая киса приносит в дом богатство и процветание. Наши предки-язычники считали кошку воплощением домового. И чтобы ему угодить и не навлечь на своё жилище бед, нужно было заводить мурлыку такого окраса, какого цвет волос у хозяина. Так что, не в кошках дело, а в наших страхах и причудах!
Портал в потусторонний мир
Ещё в детстве я заметила, что многие родниковки украдкой прикалывают к одежде булавки. Думала — просто так, на всякий пожарный. Оказалось, от сглазу. И это суеверие идёт из глубокой древности. Язычники-славяне воспринимали любую выемку, яму, дыру как ход в потусторонний мир, где обитают враждебные духи. Чтобы защититься от них, нужно было как-то замкнуть пространство или прочертить вокруг замкнутую линию (помните круг, который чертил Хома Брут в гоголевском «Вие», чтобы защититься от панночки-ведьмы — тоже чистейшей воды суеверие; Хома, по замыслу автора, и гибнет от того, что отдалился от Бога, погряз в суевериях и вольнодумстве, как и современное ему человечество).
Линии-обереги от злых, демонических сил находим мы в традиционном народном костюме в виде нашивок по низу рукава и вокруг горловины, этой же цели служил пояс; вместо застёжек на поясе и на груди использовалось нечто вроде современных булавок. Душа человека, как считали тогда, находилась где-то в районе кадыка (отсюда самого надёжного, преданного друга до сих пор называют «закадычный друг»). Она могла покидать тело, когда во сне или наяву человек широко раскрывал рот. В распахнутую «душу» легко могли проникнуть демонические, тёмные силы. По этой причине позднее возник суеверный обычай крестить рот при зевании.
Любое незамкнутое, неограниченное со всех сторон пространство воспринималось когда-то людьми как опасное, вредоносное. Отсюда, видимо, идёт, и запрет проходить в проём между столбом и опорою: у нас в Родниках в таких местах практически всегда можно заметить тропку, ведущую в обход, если тротуар ведёт прямо в проём. Говорят ещё, что такая конструкция, как и приставленная к стене лестница, напоминают опоры столбов, на которых в Древнем Риме казнили первых христиан, поэтому под них лучше не соваться.
«Всё смешалось в доме Облонских»
«Мне кажется, в жизни каждого из нас был или есть элемент мистики, — говорит моя знакомая Татьяна. — В детстве, помню, если тебе наступал кто-нибудь на ногу, надо было обязательно перенаступить, иначе плохо будет. Отчего, почему — непонятно. Впрочем, смотря как наступить, можно ведь и хромым остаться! Помню, как раз в эти вот рождественские и крещенские дни мы, девчонки-подростки, гадали. И снежки бросали в стену — смотрели, какой выйдет рисунок и по нему пытались предсказать будущее, и воск перед зеркалом ночью топили — капали с зажжённой свечки в плошку с водой и смотрели, что выйдет, какова наша судьба. На картах гадали, а уж на ромашках, по-моему, все поголовно. По пальцам ноги определяли, кто будет в семье главный: если большой палец короче следующего, то жена будет командиром, а муж в подчинении. Помню, лет в 12 в мае месяце лежала в больнице. Нам приносили в палату сирень, так мы на счастье искали и съедали цветочки, в которых лепестков больше, чем обычно, — все букеты общипали. Мамы и бабушки запекали на праздники в пироги монетки — если найдёшь и зубы об неё не сломаешь, то во всём тебе будет удача. В молодости мне одна знакомая гадала при помощи иголки с ниткой, сколько у меня будет детей. А я так даже писала письмо ясновидящей Марии Дюваль и получила от неё ответ с предсказанием. Вроде, даже что-то исполнилось. Потом, правда, мне пошли «письма счастья» с предложениями что-нибудь очень выгодно купить или поучаствовать в беспроигрышной лотерее.
Читаем в газетах гороскопы, смотрим по телику «битвы экстрасенсов», верим во всякую чепуху вроде заговоров на удачу и снятия венцов безбрачия, а ведь, это, по сути, бесовщина. Батюшка в церкви говорил, что враг человеческий через это покушается на нашу бессметную душу. Если знает кто за собой грех гаданий и суеверий, надо непременно идти в храм исповедаться и причаститься. Или вот скоро Крещение — и все в прорубь полезут смывать грехи, и больные, и здоровые, а пьяных сколько — долго ли до беды! А ведь купаться в ледяной воде вовсе не обязательно. Главное — верить в Бога, жить жизнью Церкви, заповеди Христовы соблюдать.»
Опросы, проведённые в конце прошлого года ВЦИОМ и другими социологическими службами, показывают, что вера в разного рода магию, чудеса и гадания достаточно распространена среди россиян. Думаю, что и родниковцы в этом смысле не исключение. Причём, и верующие тоже иногда сбиваются с пути. Например, крестят новорожденных, а потом носят к бабкам-знахаркам, чтобы заговорили пупочную грыжу. К тем же бабкам водят «отчитывать» мужьёв-акоголиков и сами ходят снимать порчу и «чистить карму». В машинах рядом с иконками Спасителя, Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца чего только не увидишь: и «глаз Фатимы», привезённый из тёплых заморских стран, и модную индейскую фенечку — «ловец снов», и славянские подковки, и разные китайские безделушки-обереги. Настенные календари и то почти поголовно покупаем с восточными символами наступающего года. Детям стали покупать кукол-выходцев из преисподней.
Вера в мистику, суеверия идут от того, что человек, хоть и живёт в технократичном и просвещённом веке, всё равно во многом остаётся беспомощным и перед лицом природных стихий, и перед многими болезнями, и перед созданиями своего интеллекта (авто и авиакатастрофы, войны и вооружённые конфликты, аварии на производствах буквально преследуют нас). Ну и, конечно, все мы абсолютно бессильны перед лицом смерти. Поэтому каждому из нас хотя бы время от времени нужна духовная опора. Но мы часто идём по пути наименьшего сопротивления, подменяя истинную веру, которая требует действия, поступков, общения с Богом, дичайшими суевериями. Может быть, пора уже выбрать правильную дорогу к храму и не сбиваться с неё?! Или хотя бы обращаться за решением возникших проблем к близким и друзьям, психологам, медикам, а не к знахарям, колдунам и гадалкам?!
Ольга Ступина