«Мы – родственные души,  друг без друга не можем»

Судьбоносный годовой

Прусовы – настоящая крестьянская семья: всю жизнь с огородом, со скотиной, много лет проработали на земле, в совхозе «Родниковский» ­ Александр Григорьевич трактористом­механизатором, Татьяна Алексеевна – поваром в совхозной столовой. Оба – деревенские. Татьяна Алексеевна – из д. Гулимово возле Парского, Александр Григорьевич – из Леушихи. Познакомились совсем молодыми.  Татьяна Алексеевна  прошла обучение и начинала работать в Родниках, на комбинате «Большевик» ткачихой.   Её сестра в то время училась на осеменатора и снимала квартиру в д. Леушиха, где тогда было несколько животноводческих комплексов и требовались специалисты этого профиля. Татьяна приехала к ней в гости на несколько дней. В выходные вместе с сестрой они отправились на годовой в Зимёнки, где она и встретила  свою судьбу.

Александр жил по соседству с домом, в котором квартировала сестра Татьяны.  Он обратил внимание на симпатичную, общительную гостью. И в тот день тоже пошёл в  Зимёнки на годовой. Праздник как­-то не задался. И Александр подошёл к Татьяне и предложил вместе уйти домой. Девушка согласилась – почему-­то сразу почувствовала к нему  расположение и доверие. Александр проводил Татьяну до дома, а на следующий день она уехала в Родники, на работу. Никаких иллюзий относительно дальнейших отношений у девушки не было. Подумаешь, проводил – он себе ещё таких подружек найдёт. А для Александра всё было очень серьёзно: на следующий день он встречал Татьяну у фабричных ворот со смены.

 Трудности и радости семейной жизни

 Где­то год они просто дружили, хотя  обоим было ясно, что связывает их настоящая любовь. «Мы друг друга чувствуем даже на расстоянии, понимаем без слов, ­ говорит об этой удивительной сердечной магии Татьяна Алексеевна. ­  Саша подходит к дому, а я уже спешу к окну – знаю, что это он, что он тут. Муж тоже интуитивно подмечает, какое у меня настроение, беспокоится, если у меня на душе неспокойно. Если где­то задержалась и возвращаюсь откуда­-то, он заранее выходит меня встречать. Нам плохо друг без друга. Мы всегда все делаем и переживаем вместе».

 После свадьбы Прусовы жили сначала в Леушихе, в доме матери Александра – он у неё один сын. Татьяна сначала хотела продолжать работать ткачихой – у неё всё получалось, была на хорошем счету. Но молодой супруг категорично заявил: хочу жить и работать  в деревне. И она без колебаний оставила город: устроилась поваром в столовую совхоза «Родниковский».

 Это сейчас практически каждая молодая семья, даже на селе, начитает совместную жизнь в уюте и благоустройстве, окружённая современной бытовой техникой, а тогда, в середине 70­х, о таких удобствах Прусовы даже и не мечтали. В Деревеньках и сейчас нет газового отопления, а тогда, когда совхоз дал им здесь жильё, приходилось  самим ходить в лес и пилить  дрова ручной пилой. Как они радовались, когда получили в подарок бензопилу! Стирать тоже была целая история: нужно было сначала наносить и нагреть воды. Дети пошли – дочки­погодки Галя и Люба – в любую погоду приходилось их нести или везти за несколько километров в сад по раскисшей от грязи или засыпанной снегом дороге. А ещё Прусовы всегда держали полный двор скотины: одну или две коровы, телят, овец, поросят, кур. Возле дома, как водится, огород – тоже нужно обиходить. Александр в страду работал механизатором от зари до зари. Огород и скотина оставались на попечении Татьяны. Потом и ей доводилось работать без выходных – кормили работников прямо в поле. В общем, семейная жизнь шла в непрестанном труде и заботах.  Спасали полное взаимопонимание и взаимопомощь. Да и молодость, конечно, сказывалась – задор, кураж!

 Дочки подросли и начали папе с мамой помогать. Одна с тех пор увлекается садоводством и огородничеством – приусадебный участок у неё в Деревеньках просто на загляденье.

«Здесь моя деревня,  здесь мой дом родной!»

 Как ни трудно было, вспоминают Прусовы прошедшие годы с ностальгией, со светлыми чувствами. Совхоз  «Родниковский» был ещё на подъёме, много людей работало на полях, на фермах. А в 90­е годы старая советская система начала рушиться, хозяйство захирело и  развалилось. «Гибнет деревня. Жителей всё меньше и меньше. Молодёжь уезжает, не хочет работать на земле, ­ с горечью замечает Татьяна Алексеевна. – Одна дочка у нас в Родниках живёт, вторая здесь, рядом с нами. Слава богу, и дети, и внуки нас не забывают, помогают. А мы так и остаёмся верны своей деревне. Совсем недавно держали двух коров. Сейчас оставили одну –  с двумя уже тяжело. Да поросёнка ещё откармливаем. Дочки порой ругают, что целый день в огороде с высоким давлением – полю, поливаю, а я по другому не могу – привыкла. И муж весь в делах: для скотины накосить надо, выпасти её, навоз убрать, а ещё – в огороде, в доме сколько дел. Теперь уже приходится на молодёжь опираться. Дочки и окна помоют, и потолок протрут, и вообще уборку дома проведут, если у меня здоровье не позволяет или руки не доходят. Старший внук прекрасно косит траву – мы теперь всегда с сеном».

 Вообще, Прусовы нисколько не жалеют, что прожили всю жизнь в деревне. Наоборот, чувствуют себя счастливыми. Александр Григорьевич 33 года отработал в совхозе на тракторе. И после того, как родное хозяйство прекратило существование, ещё почти десять лет трудился грузчиком в мебельном магазине в Родниках. Общий трудовой стаж – 42 года. Татьяна Алексеевна три года отработала ткачихой на комбинате и 29 лет – в совхозной столовой.  На досуге хозяин дома любит повозиться с пчёлами – держит несколько ульев. С удовольствием  ходит в лес за грибами. Татьяна Алексеевна по молодости увлекалась вязанием, а сейчас в ней проснулся поэтический дар: может написать несколько строчек по какому­либо случаю или в качестве поздравления.

Житейская мудрость, проверенная временем

Надо сказать, дом Прусовых очень гостеприимный. Здесь  часто собираются не только дочери со своими семьями, с детьми, но и три сестры Татьяны Алексеевны, а также друзья и одноклассники её и супруга. Такие встречи всегда проходят тепло, душевно. И в этом заслуга хозяйки, Татьяны Алексеевны. Жизнь не баловала её: отец умер, когда ей было всего пять лет, мама воспитывала их, четырёх сестёр и брата одна. Татьяна с ранних лет росла самостоятельной и знала, что может рассчитывать только на собственные силы. Так и вышло, с супругом они всего добились сами.

«И дочерям, и внукам мы с мужем всегда говорили и говорим: любите и уважайте друг друга, помогайте друг другу и людям, трудитесь, чтобы чего-­то достичь – ничего в жизни просто так не даётся, ­ формулирует своё семейное кредо Татьяна Алексеевна. – И то же самое я бы хотела сказать всем молодым людям, вступающим во взрослую жизнь».  С доброй улыбкой и искорками в глазах женщина замечает, что она самая богатая из всех сестёр: у неё две дочери и пять внуков (четыре внучки и один внук). И действительно, что может быть ценнее и важнее большой и дружной семьи, домашнего очага.

 Ольга Ступина

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *