Рождественское послание Епископа Кинешемского и Палехского Илариона
Возлюбленные о Господе пастыри и диаконы,
монашествующие и миряне,дорогие братия и сестры!
Наступивший день Светлого Рождества Христова вселяет радость в сердце каждого верующего христианина, ведь с Рождеством Богомладенца Христа в мир пришел свет надежды! Надежды на наше спасение, надежды на будущее!
Без единения в Боге у человечества нет перспектив, не на что надеяться, не на кого уповать. Пустота богооставленности — это бескрайнее отчаяние, бездонная пучина, адское падение, которое именуется вечным мучением. Именно в этом состоянии пребывали люди от грехопадения Адама до того дня, который мы сегодня светло празднуем — до Христова Рождества. Несомненно, что и в ветхозаветные времена Господь, как некогда в Неопалимой купине, озарял сердца верующих негасимым, но и не опаляющим, согревающим пламенем. Но это был свет грядущей надежды на то, что «Семя жены сотрет главу змия» — древнего змия, поработившего мир и заковавшего всех в оковы греха. «Семя жены, которому Бог повелевает быть во вражде со змием, есть Господь наш Иисус», — так об этом говорит преподобный Исидор Пелусиот.
И вот от Пречистой Девы в скромном Вифлеемском вертепе при свидетельстве простых пастухов приходит в мир Тот, Кто освобождает нас от этого многотысячелетнего рабства. Он не просто дарит надежду, Он Сам становится Путем ко спасению, открывает Истину и дарует Жизнь (Ин. 14:6). С этого момента всё переменилось, и об этом радостно возвещают ангелы: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2:14).
Почему же требовалось так много времени, чтобы Христос пришел в мир? Разве нельзя было спасти, если не самого Адама, то хотя бы его ближайших потомков?
Нельзя! Причина кроется в особенностях каждого существа, наделенного свободной волей, созданного по образу и подобию Божию.
Только изголодавшись, мы можем оценить вкус пищи и её ценность. Только перенеся мучительную жажду, можем понять, насколько вода важна для нас. И только во всей полноте испытав состояние, когда Бог не внутри нашего сердца, можем начать достойно ценить то, что является самым ценным в мире сокровищем.
Так говорит святитель Григорий Богослов о Рождестве Христовом: «Я получил образ Божий и не сохранил Его, Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и плоть обессмертить. Он вступает во второе с нами общение, которое гораздо чуднее первого».
Бывают и в жизни христианина моменты, когда кажется, что Бог отдалился от нас. В этот период тьма отчаяния царит в нашем сердце и, кажется, еще миг и сердце не выдержит, разорвется от боли.
Если же случается с нами подобное или под давлением внешних обстоятельств, или внутренних духовных проблем, вспомним таинственное и радостное событие Рождества Христова. Мы обрели надежду во Христе. Господь Бог стал Человеком, чтобы мы, обожившись, стали по благодати сынами и дочерьми Божиими, а значит — Царство Божие достигло нас. Раскроем сердца Тому, Кто говорит нам: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).
В эту светлую ночь вспомним вновь, кто мы и ради чего мы живем. Мы — христиане, дети Божии! Мы живем Вечностью, которая дарована нам Небесным Отцом. Пусть дни Рождества Христова будут временем напоминания о том, как близок Господь к каждому из нас. Эта светлая память изгонит прочь и навсегда любую горесть, наполнит жизнь подлинным смыслом. Пусть Родившийся сегодня в вертепе Господь преобразит и освятит Своим Божественным светом наши сердца. Аминь.
Христос Рождается — славите Его!
Епископ Кинешемский и Палехский Иларион Рождество Христово
г. Кинешма25 декабря 2024 / 7 января 2025 года