Кто она,  «Донна Лиза» из Летнего сада?

  «Донна Лиза», которая когда-­то украшала «Летний сад»

Многие родниковцы старшего поколения помнят скульптуру обнажённой девушки – украшение Летнего сада, яркое и необычное наследие фабрикантов Красильщиковых.  А что изображала эта скульптура, которая, скорее всего, была приобретена Николаем Красильщиковым   в Италии?

Фигура девушки явно отсылает нас к эпохе античности, под большим влиянием которого находился и современный красавцу­-фабриканту Серебряный век. Николай Михайлович как обладатель уникального по красоте оперного тенора и сам был в каком­-то смысле человеком искусства – достаточно вспомнить, что он приглашал в Родники многих знаменитых артистов того времени. Конечно, такой человек, попав в Италию,  не мог не попасть под влияние её культуры. Наверняка, он не только брал уроки вокала у лучших мастеров, но и путешествовал, посещал знаменитые места, музеи и картинные галереи, и что­то, несомненно, трогало его душу.

Одна из самых известных достопримечательностей Рима – Галерея Боргезе – кардинала-мецената, собравшего красивейшую коллекцию произведений искусства на античные темы. Жемчужиной этой коллекции, установленной в центре огромного зала, является работа скульптора эпохи барокко Джованни Лоренцо Бернини «Аполлон и Дафна», которую он изготовил по заказу своего облачённого саном покровителя в 1625 году. 

Бернини блестяще воплотил в мраморе античный сюжет из поэмы древнеримского поэта Овидия «Метаморфозы», который пересказал древнегреческий миф. В биографии скульптора, который сам признавал, что в этом его творении «мрамор стал как воск», говорится: «Эта скульптура всегда была и всегда будет в глазах экспертов и вдохновлённых искусством чудом искусства».

Сюжет вкратце таков. Юный проказник, бог любви Купидон ранил бога-­покровителя искусств Аполлона стрелой, и тот воспылал любовью к красавице нимфе по имени Дафна – дочери богини Земли Геи и  речного бога (бога речного лесного потока) Пенея, давшей по примеру Артемиды обет безбрачия и целомудрия. Уязвлённый стрелой любви, Аполлон стал преследовать нимфу, но она всегда в ужасе от него убегала. Но вот распалённый страстью бог грома и молний её настиг. И в это время девушка обратилась к своему отцу Пенею с просьбой её спасти: лишить  красоты и привлекательности, человеческого облика.   Скульптор изобразил самый драматический момент: по воле богов в руках настигшего её Аполлона Дафна превращается в лавровое дерево.

Ошеломлённый влюблённый, придя в себя, решил увековечить память о красавице. С тех пор лавр стал священным деревом Аполлона – вечно зелёным. Венки из его ветвей стали украшать не только голову Аполлона, но и лучших представителей искусства и спортсменов. Из древесины лавра стали делать музыкальные инструменты – кифары, а из коры – колчаны для стрел. Видимо, нимфа Дафна превратилась в лавровое дерево неспроста: её имя в переводе с греческого означает «лавр».

Мифологическая история, воспетая Овидием, привлекала и других  скульпторов. Ещё один шедевр на эту же тему, но уже из слоновой кости, хранится в музее истории искусств в Вене. Автор – Якоб Ауэр. Но достичь той степени изящества и мастерства в мраморе, как Джованни Беринини, всё же не смог никто. 

В Италии скульптуры на эту тему стали очень распространёнными. И не исключено, что Николай Красильщиков приобрёл себе на память творение какого-­нибудь умельца и привёз в Родники. Это, конечно, не точная копия Дафны Бернини, но некоторое сходство всё же прослеживается. Возможно, в нашей скульптуре изображён момент, когда грациозная девушка превращается в лавр, или момент, когда она ещё беспечно резвилась во владениях своего отца, не подозревая, что её ждёт. Кстати, в Галерее Боргезе к скульптуре по приказу владельца, желавшего избежать вопросов по поводу чрезмерного увлечения обнажённой натурой, был прикреплен картуш со стихами по­латыни, сочиненный  Маффео Барберини – будущим папой Урбаном VIII, в переводе этот текст звучит так: «Кто любит и гонится за радостями мимолётной красоты, тот наполняет руку листьями и срывает горькие ягоды».

Возможно, с нашей Дафной, из Летнего сада, у Николая Красильщикова была связана какая-­то своя любовная история.  Скульптура как дань любимой Италии могла быть приобретена или заказана и в России – например, в период ухаживаний  за будущей женой Елизаветой Друженковой или в «медовый месяц» супругов   (отсюда и название скульптуры «Донна Лиза», которое упоминает Владимир Сафронов).  Во всяком случае, Николаю Красильщикову фигурка прекрасной нимфы была очень дорога – он оставлял её на хранение и надеялся вернуться, когда схлынут революционные события. Не пришлось… 

Ольга Ступина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *