Славный представитель дальней авиации
14 октября – в день Покрова Пресвятой Богородицы, 105 лет назад в д. Ширяиха родился отважный лётчик, Герой Советского Союза Владимир Иванович Борисов. Его отец был крестьянином, а мать сельской учительницей. У Владимира была сестра-близнец и двое братьев.
В 1936 году Владимир Иванович Борисов окончил фабрично-заводскую школу и 12 августа по специальному набору обкома ВЛКСМ направлен в Ворошиловградскую военную школу пилотов, которую с отличием окончил в 1938 году и был оставлен при школе в должности лётчика-инструктора.
С началом войны Владимир Борисов рвался на фронт, но разрешение получил только в сентябре 1942 года – нужен был для подготовки молодых лётчиков. Местом фронтовой работы нашего земляка стала авиация дальнего действия – новый вид авиации, созданный в начале войны. Экипажи здесь должны были иметь высокие морально-волевые и профессиональные качества: летали днем и ночью, при любой погоде, часто «в слепую», наносили бомбовые удары по глубокому тылу противника. Полеты могли продолжаться по 68 часов и требовали большой физической выносливости.
Лётчик Борисов обладал большим летным талантом, имел свой почерк, свойственный только летчикам высокого класса. К примеру, он мастерски производил противозенитный, противопрожекторный и противоистребительный маневры, смело вступал в единоборство с превосходящими силами противника и большей частью выходил победителем. С точностью до градуса выдерживал заданный штурманом курс, используя для этого несовершенные с современной точки зрения магнитные компасы.
Владимир Иванович Борисов воевал на Сталинградском и Юго-Западном фронтах. Участвовал в обороне Крыма и Донбасса, Сталинградской битве, а также в Курской битве, снятии блокады Ленинграда, освобождении правобережной Украины, Крыма и Белоруссии, в Будапештской, Кёнигсбергской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. Он доставлял партизанам оружие и боеприпасы, проводил разведку в глубоком тылу врага, наносил бомбовые удары по стратегическим центрам и важнейшим коммуникациям врага в глубоком тылу. Часто его экипажу ставилась задача следовать впереди – подсвечивать и поджигать цели на объектах, которые затем подвергались бомбардировке основными силами.
Вот некоторые эпизоды из фронтовой биографии Владимира Борисова. 24 февраля 1943 года 15 советских экипажей отправились в очередной раз бомбить вражеские объекты в Полтаве. Из полёта не вернулись два самолёта, в том числе Владимира Борисова. Их уже считали погибшими, однако выяснилось, что наш земляк сумел посадить свою машину с повреждённым левым двигателем и убранным шасси недалеко от базового аэродрома – спас самолёт и весь экипаж. В ночь с 23 на 24 октября 1943 года при уничтожении крупного скопления боевой техники и войск противника на одной из узловых станций правобережья Днепра самолёт Владимира Борисова был снова подбит: от попадания зенитного снаряда загорелся мотор, создалась реальная угроза взрыва. Борисов принял все меры, чтобы сбить пламя и дотянуть до левого берега, до своих. С большим трудом и риском довёл горящий самолёт до правого берега и приказал экипажу покинуть машину, а сам выбросился в последний момент перед взрывом. Около четырёх часов отважный экипаж скрывался в плавнях на вражеской стороне, пока им на подмогу не подоспели свои.
А вот, как описывал один из самых тяжёлых и опасных боёв сам герой: «В марте 1945 года мы получили задание уничтожить боевые корабли противника в военно-морской базе Данциг. Метеорологические условия полета были очень сложными – сплошная облачность. До цели шли на высоте пять тысяч метров. Цель была закрыта облаками. Нужно было снижаться до семисот метров. Самолёт сильно обледенел, от винтов отлетали куски льда и били по кабине. Из облаков вышли недалеко от порта. Над целью было светло как днём. Облака отражали свет многих прожекторов. В порту обнаружили большое скопление кораблей. Отовсюду в воздух тянулись огненные трассы крупнокалиберных пулеметов. Повисли шапки разрывов зенитных снарядов. Зенитный огонь вёлся с кораблей, портовых сооружений, из города. Отбомбившись, мы снова ушли в облака. Обледеневший самолет плохо слушался рулей. Отказали некоторые приборы. В моем самолете после посадки обнаружилось много пробоин. Четыре самолета из полка не вернулись с боевого задания».
На момент присвоения звания Героя Советского Союза и вручения ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года) наш земляк Владимир Иванович Борисов командир звена 10-го гвардейского авиационного Сталинградского Краснознамённого полка 3-й гвардейской авиационной Днепропетровской дивизии дальнего действия 3-го гвардейского авиационного корпуса авиации дальнего действия, гвардии капитан, совершил 229 боевых вылетов. А всего за время своего нахождения на фронтах Великой Отечественной войны – 302 боевых вылета. Для сравнения: в эскадрильях тяжёлой авиации США в то время лётчики могли уйти на покой и считались супергероями после 30 боевых вылетов, а в Королевских ВВС Великобритании – после 25.
После Великой Отечественной войны Владимир Иванович продолжал служить в авиации. 23 апреля 1958 года ушёл в запас в звании подполковника. Жил сначала в Липецке, где с 1960 по 1968 год работал на металлургическом заводе оператором агрегата покрытия, машинистом-оператором поста управления, помощником машиниста газозащитной установки в ЛПЦ2. Внес большой вклад в освоение производства холодно-прокатной трансформаторной стали.
В 1969 году наш земляк переехал в Ленинград, где работал начальником отдела в институте ЛенНИИгипрохим, преподавал. Последние годы в Академии гражданской авиации разрабатывал и апробировал методики по безопасности полетов.
Скончался Владимир Иванович Борисов 30 марта 1974 года от внезапной остановки сердца. Похоронен в Ленинграде, на Богословском кладбище вместе с супругой Антониной Петровной – тоже фронтовичкой, которая в годы войны служила в батальоне аэродромного обслуживания. Жена пережила его на 30 лет. У Владимира Ивановича и Антонины Петровны был единственный сын Александр.
Подготовила Ольга Ступина
по материалам краеведа Галины Перовой