Память. Путеводитель по Болотнову
Продолжаем с помощью знающих людей путешествовать по тем местам нашего города и района, которые хоть чем-то примечательны. Сегодня вместе с давним другом и внештатным корреспондентом нашей редакции Валерием Коликовым «пройдёмся» по старинному селу Болотново и его окрестностям. Вот его рассказ:
— Не перестаю удивляться, с какой точностью наши предки давали названия предметам, местам, явлениям — всему, что окружало их в жизни. Был на речке бочажок, все дно устлано мелкими камушками. Так он звался — Камушки. Петляющая речка своими изгибами «нарисовала» полуостров, напоминающий большой ополовник, — площадь эта так и звалась. Спросят другой раз косца: «Ты где косил»? «В Ополовнике». И всем все ясно. А такие названия: Марфино плесо, Мишин бочаг, Козекина елшина. Наверняка они как-то связаны с конкретными людьми, но, увы, история не сохранила подробностей.
С края села есть лесок, Кирпичные ямы называется. Когда строили церковь, там кирпич обжигали для этого строительства. Более двух веков прошло с той поры, а название сохранилось. За селом, в окружении полей, есть небольшой лесной массив. Зовется Поповские елки. Сразу ясно, кому в старину он принадлежал.
А вот с названием улиц нам не повезло. Выгонцево. Некоторые сейчас думают, что название улицы произошло от слова «выгон» (скота на пастбище). На самом деле, суть названия в другом. Когда в селе создавалась новая семья, им нарезался участок земли на этой улице, где они и строили своё жилище, своё будущее. Сохранились сведения, что избы были маленькие, крытые соломой и очень близко располагались друг от друга. Зимой, когда наносило много снега, в окна этих домишек заглядывали даже собаки. Распахивали новоселы землю. Сеяли рожь, овес, сажали картошку, овощи. Сразу за земельными наделами начинался лес, с другой стороны улица упиралась в сельское кладбище. Много уходило сил, чтобы окультурить землю-кормилицу, много утекало лет, чтобы скопить необходимые средства на постройку более просторного жилища. Самым бедным и неблагоустроенным считалось это Выгонцево, да оно и понятно — лучшие места в селе были застроены. Какие остались, туда и «выгоняли». Где-то в 70-х годах прошлого столетия эту улицу переименовали. Сейчас она Зеленой называется. Зачем? В каждом городе и селе, наверное, есть улица с таким названием. А Выгонцево — наше историческое прошлое. Лучше бы его оставить. На мой взгляд.
Поповский порядок. Так называлась улица вблизи церковного комплекса. Из названия ясно, что там жили священнослужители. Дома здесь были добротные, сады-огороды ухоженные, рядом сельский пруд. В детстве я и мои сверстники не единожды слышали легенду, что из церкви к этой улице есть подземный ход. Мы в это охотно верили и мечтали когда-нибудь его отыскать. Из старинных построек сохранился здесь один дом. Улицу тоже переименовали. Сейчас это ул. Нагорная.
Слобода. Самая протяженная, широкая и многолюдная улица, в два порядка. Кстати, слобода, по словарю Ожегова, — это улица или поселок, где живут ремесленники, торговцы. В нашем случае это земледельцы. Некоторые ещё летом, а в зимнее время почти все мужчины уходили в отхожий промысел. Для болотновских мужиков основным занятием была выделка шкур домашних животных. Весной все возвращались домой, пахали, сеяли. И так из года в год.
В Слободе находился единственный в селе магазин, чайная. На этой улице проходили сельские сходы, народные гуляния. Особенно ярким и запоминающимся был престольный праздник Смоленская, 10 августа. Молодежь нанимала гармониста, выбирали зеленый лужок, ставили посредине табуретку, на которой восседал музыкант, и… пошла гульба. Танцы начинались где-то после обеда, заканчивались рано утром. Почти обязательным атрибутом праздника были драки: один на один, улица на улицу, деревня на деревню. Визжали женщины, трещали колья, выламываемые из изгороди. На танцплощадке оставалась одна табуретка — всех словно ветром сдувало. Жены и подруги драчунов бесстрашно вмешивались в эти баталии и разводили мужчин и парней в разные стороны. Праздничный люд возвращался на круг, гармонист разводил меха гармошки, гуляние продолжалось. Драки эти в большинстве случаев носили, можно сказать, развлекательный характер, хотя случались и тяжкие увечья, и даже смертельный исход. К утру на месте зеленой лужайки в диаметре около 10 метров ни единой живой травинки, все вытоптано — голая земля. Во как гуляли! Все это происходило в Слободе. Сейчас это ул. Центральная.
Переименование улиц, я считаю, — это плевок в наших предков! Дескать, какие темные люди были, даже красивых названий придумать не могли. Вот мы знаем в этом толк!
Выросли за последние десятилетия в селе две новые улицы: Солнечная и Молодежная. Ничего не скажешь: красивые дома, красивые названия, много молодых семей. С улицей Солнечной все в порядке. Ученые утверждают, что Солнце будет светить нам еще более двух миллиардов лет, так что причины для переименования наступят не скоро. А вот с Молодежной проблематично. Уже сейчас на ней живет много пенсионеров. А что будет через 10 лет, через 20? И вполне возможно, что найдется человек и скажет: «Почему Молодежная? Давайте переименуем в Пенсионную или, как вариант, в улицу Божьих одуванчиков».
Ведущая рубрики Ольга Ступина