Уважая традиции разных наций и народностей
17 марта в средней школе №2 прошёл семинар «Школа – центр поликультурного образования (Формирование глобальных компетенций: межкультурное взаимодействие)». В нём приняли участие учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, классные руководители и завучи по воспитательной работе практически со всей области. Коллектив школы представил на суд коллег свой опыт работы по обучению и воспитанию школьников разных национальностей и даже представителей разных стран через детские поисковые археологические экспедиции, творчество и различные внеурочные занятия.
На открытии семинара с приветственными словами к собравшимся обратились главы городского и районного Советов Андрей Морозов и Галина Смирнова, начальник Управления образования Роман Горохов, директор школы Марина Андреянова и замдиректора по научно-методической работе Университета непрерывного образования и инноваций (УНОИ) Наталья Соколовская, которая передала принимающей стороне ряд краеведческих изданий и методический сборник. На последовавшем далее круглом столе с докладом «Детские поисковые экспедиции как технологии формирования поликультурной образовательной среды» выступила заместитель директора средней школы №2 по учебно-воспитательной работе, преподаватель истории, руководитель объединения «Шестой легион» Надежда Мараховская и заведующая кафедрой педагогики и психологии УНОИ Марина Полывянная.
Два года назад средняя школа №2 стала призёром и площадкой по обмену передовым опытом регионального конкурса «Школа – центр поликультурного образования», в рамках которого и проводился указанный семинар – стажировка для учителей. Не секрет, что после распада Советского Союза тема гармонизации межнациональных отношений стала очень актуальной и решение её кроется в правильной постановке школьного образования и воспитания, учитывающей особенности национальных культур и традиций. В средней школе №2 немало детей разных наций и народностей, чьи семьи приехали в Родники из других регионов или зарубежных стран. Педагогический коллектив школы делает всё возможное, чтобы всем учиться было комфортно и не возникало никаких конфликтов. Сотрудничество, уважительное отношение друг к другу и настоящую дружбу учителя воспитывают у школьников через активное вовлечение их в разнообразную учебную и внеурочную деятельность. На базе школы работают сразу две театральные студии: «Маска» и «Юный театрал», студия реконструкции народного костюма «Русские узоры», военно-патриотический клуб «Юный патриот», волонтёрский отряд «Витязь», туристско-краеведческий отряд «Шестой легион».
Именно опыт работы «Шестого легиона» был в центре внимания участников семинара. Отряд работает на базе школы второй год, а существует уже 16 лет при поддержке регионального отделения Русского географического общества в лице его руководителя Олега Волынкина. «Шестой легион» проводит уникальные и очень интересные детям археологические и поисковые экспедиции. Надежда Мараховская не только подробно рассказала о том, как в походных условиях учитываются национальные и культурные особенности детей и на основе совместной интересной деятельности формируется дружный детский коллектив, но и провела открытое занятие своего объединения по теме «Формирование древнерусской народности на территории Ивановского края (данные археологии и этнографии)». Ещё одно внеурочное занятие, направленное на воспитание уважения к другим культурам и народам провели историк Татьяна Горшкова и учитель русского языка Татьяна Муратова. Следующим этапом стал мини-марафон мастер-классов по формированию мультикультурной образовательной среды через народные игры (учитель русского языка и литературы Ольга Седова) и способы коммуникации между детьми разных национальностей в условиях поисковой экспедиции (Надежда Мараховская).
Заключали семинар молодёжный челлендж «Этническое многообразие Ивановского края», устроенный учащимися 10го класса, и фестиваль школьных театральных коллективов. Участники семинара опыт работы средней школы №2 оценили высоко и взяли на заметку интересные идеи, чтобы использовать в своей педагогической практике.
Ольга Ступина