Ведёмся на мошенников мы обычно сами
И действительно! Сколько статей в СМИ о различных схемах телефонного мошенничества, но люди упорно попадают в расставленные сети кибер-преступников. Есть даже те, кто получил разъяснения полиции о существующих приемах аферистов и методах защиты, но нет, прошло время, полученная информация куда-то улетучилась, и человек снова отдал свои деньги или даже взял в кредит, чтобы добровольно вручить мошеннику. Почему так происходит и как уберечься?
Разобраться в этом вопросе нам помог заместитель управляющего ивановским отделением Банка России Михаил Соколов.
Мошенники используют психологические уловки, намеренно пытаются испугать или обрадовать потенциальную жертву, втереться доверие и получить нужную информацию для хищения средств. Также на руку мошенникам играет и эффект неожиданности от звонка. Такие манипуляции называются социальная инженерия. Злоумышленники называют жертву по имени отчеству, активно используют персональные данные, которые получают из различных источников, с помощью IP-телефонии подменяют номер, например, на знакомый номер банка, что в совокупности повышает эффективность телефонного мошенничества.
Стоит сказать, что и их активность не снижается. По итогам первого полугодия этого года основным каналом атаки мошенников (80%) остается именно звонок на мобильный телефон жертве.
Схемы уловок могут быть различны, аферисты оперативно подстраиваются под актуальную повестку. Новости о мерах государственной поддержки, социальных выплатах, вакцинации часто берутся на вооружение среди телефонных мошенников. Они пугают жертву потерей его же денег, информацией о якобы оформленном на клиента банка кредите, предлагают заработать на акциях, инвестируя на псевдобирже, или получить выплаты различных компенсаций или выигрышей. То есть причины, по которой мошенники звонят потенциальной жертве могут быть различными, но цель одна — узнать персональные данные и данные банковской карты, чтобы похитить деньги.
Что должно насторожить?
В голове каждого должен включаться некий стоп-сигнал тогда, когда незнакомец пытается выведать: код безопасности – три цифры с оборота карты и коды из СМС-сообщений, присланных банком. Если вам задают эти вопросы, то смело вешайте трубку – это мошенники. Причем совершенно не важно кем представляется человек на том конце провода: сотрудником правоохраны, ФСБ, следственного комитета, службы безопасности банка или подразделения Центробанка.
Всегда недоверчиво относитесь к предложению неизвестных вам людей перейти по ссылке, присланной любым способом: на почту, в соцсетях и мессенджерах. Выполняя это действие, вы может заразить ваш гаджет вирусом, который даст мошенникам доступ к деньгам, посредством взлома мобильного интернета, а также доступ ко всем конфиденциальным данным, хранящимся на вашем устройстве.
Нельзя исполнять все то, что вам говорят незнакомые люди по телефону: так происходит обычно, когда звонящему удается внушить доверие жертве, он начинает торопить, угрожать, требовать немедленных действий – перевести деньги, снять их и переложить в банкомате и так далее. Сядьте, подумайте, ведь некоторые схемы настолько несуразны, что логика вам это подскажет, когда вы успокоитесь.
Важно помнить, что в случаях, когда владельцы карт сами сообщают свои конфиденциальные данные мошенникам, банки не возвращают потери.
А для полного своего успокоения в вопросе о том, что же происходит с вашими деньгами – позвоните сами в организацию, от имени которой якобы был звонок, набрав вручную официальный номер телефона.
Пресс-служба ивановского отделения Банка Россиий