«Я из стремившегося к знаниям «военного племени»
Каждый раз, когда пишу о людях, переживших войну – не важно, взрослыми ли или детьми, – не устаю поражаться их стойкости и жизнелюбию, умению преодолевать трудности и радоваться мелочам.
Память о матери и об отце
«Я родилась за два месяца до войны. Отец – учитель биологии, мама – киномеханик в кинотеатре, — рассказывает ветеран педагогического труда, «Отличник народного просвещения» Альбина Николаевна Озорнова. – В начале 1942 года папу призвали на фронт, хотя у него была бронь. Стало очень голодно, и мама увезла меня к бабушке в деревню в Юрьевецком районе».
Мама Альбины Николаевны устроилась работать в колхоз: и пахала, и боронила, и сеяла, и урожай собирала – делала всё, что нужно было для выполнения госпоставок, для победы над врагом. На трудодни выдавали мизер, спасала только корова-кормилица да дуранда – жмых, который измельчали и варили что-то вроде каши.
Поначалу письма от отца приходили довольно часто. В каждом – просьба к жене: «Береги дочку Алечку!» Болело, волновалось отцовское сердце за ребёнка не напрасно. Аля росла очень слабой, золотушной – тело было покрыто струпьями, голова — в коросте. Врачи ни в Родниках, ни в соседнем селе Ёлнать ничего поделать не могли. Только ближе к концу войны случилось настоящее чудо исцеления. В деревне остановились на постой беженцы – то ли цыгане, то ли мадьяры. Одна женщина увидела несчастную малютку и намазала её какой-то мазью, после чего кожа ребенка очистилась.
В октябре 1942 года мама и Аля получили от отца последнее письмо. С Курской дуги, отец тогда служил в экипаже танка. И больше ни весточки. Альбина Николаевна и её дети много лет пытались установить его судьбу, выяснить место захоронения, но так и не преуспели. «В память об отце мы теперь каждый год идём с его портретом в «Бессмертном полку», — говорит мне Альбина Николаевна, показывая старые семейные фотографии, — а в этом году я, наконец, отправила материалы о нём на «Дорогу жизни». Когда пришла Победа, я была ещё слишком мала, не осознавала, что происходит. Да и радио в деревне тогда не было. Помню только, как все деревенские женщины собрались за накрытым столом и плакали – ни у кого мужья не вернулись домой».
Детские радости
В конце войны маму Альбины Николаевны привлекли к работе по специальности: она стала работать киномехаником в соседнем селе, где был лагерь военнопленных. Это несколько улучшило их материальное положение, тем более, что женщина продолжала работать в колхозе и потом выхлопотала на ребёнка небольшую пенсию. Через два года после Победы, демобилизовавшись, вернулся в деревню мамин двоюродный брат, завел овец, стал валять валенки. Девочка на всю жизнь запомнила, как с другими детьми теребили шерсть, делали из остатков куколок и мячики…
Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 21 апреля.
Ольга Ступина