«Газета назвала дядю убийцей безосновательно»
Очень необычное воспоминание о старой газетной публикации (начала 60-х годов) осталось у ветерана педагогического труда Галины Константиновны Хохловой. Тогда, по прошествии нескольких десятилетий, к очередной круглой дате «Родниковская» писала о гибели комсомольца Павла Каминского. В статье убийцей был назван родственник Галины Константиновны Михаил Петрович Игнатьев. Это ужасное обвинение, растиражированное и другими изданиями, всегда больно ранило Галину Константиновну и её родных. Они категорически не могут согласиться с подобным утверждением. Михаил Петрович в деле об убийстве Павла Каминского был оправдан судом, и есть ряд обстоятельств, которые говорят о его непричастности и откровенной сфабрикованности дела.
«Вскоре после юбилея газеты «Родниковский рабочий», 30 октября, в нашей стране будет отмечаться День памяти жертв политических репрессий. И я хочу рассказать историю одной из таких жертв, — говорит Галина Константиновна. – В 1962 году в газете «Родниковский рабочий» была напечатана статья, посвящённая Павлу Каминскому. Прочитав статью, я узнала имя убийцы комсомольца и поняла, что это муж папиной старшей сестры – Игнатьев Михаил Петрович. Конечно, был шок!
Эта трагедия произошла ещё до того, как Михаил Петрович стал нашим родственником. Да, он был арестован, находился под следствием, но в итоге был освобождён, оставшись, тем не менее, в родных местах официальным убийцей комсомольца, борца за Советскую власть. Родственники- мужчины всегда интересовались этим фактом, даже пытались вывести его на какие-то признания, но Михаил Петрович всегда твёрдо стоял на своём: не убивал. Родня наша была большая, дружная, Михаила Петровича уважали все. Был он честным и порядочным человеком, тружеником, хорошим семьянином».
Из рассказов близких Галины Константиновны, общавшихся с Игнатьевым, и из того, что она слышала от него самого, вырисовывается следующая картина. Михаил Петрович дружил с Павлом Каминским. Оба они были активистами, состояли в губернском комитете комсомола. Михаилу на момент трагедии было 18, а Павлу – 20 лет. Михаил происходил из зажиточной семьи: его отец имел сапоговаляльное заведение в деревне Кочигино, Каминские приехали в Горки Павловы из Белоруссии. Незадолго до трагедии Павел и Михаил ухаживали за одной девушкой – Клавдией Невольниковой: сначала она была близкой подругой Павла, а незадолго до трагедии рассталась с ним и стала оказывать знаки внимания Михаилу, который сменил Каминского на посту комсомольского секретаря. После гибели Павла девушка куда-то пропала из села, причём бесследно.
У Павла Каминского были достаточно непростые отношения и с руководством фабрики, и с руководством комсомола, которые, по мнению Каминского, в условиях НЭПа подрастеряли революционный задор и «обуржуазились», обросли преступными связями ( воровство, круговая порука, взятки и прочее). Каминский пытался обратить внимание местных и областных властей на махинации фабричной администрации ( в записной книжке, которая была ещё и дневником, собрал целый компромат), но его не услышали, делу не дали ходу, и он собирался ехать в Москву. Уход девушки к другу, возможно, стал для парня ещё одним тяжёлым ударом…
Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 21 октября.
Подготовила Ольга Ступина