С юбилеем, школа профессионализма и трудовой жизни!
2 октября считается в нашей стране днём рождения системы профессионально-технического образования. В 1940 году в этот день был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР»
Рабочие руки стране нужны были всегда –и до 40-го года, и после. Возрастающая потребность в квалифицированных рабочих диктовалась изменениями в промышленности, экономике, социуме.
Эти и другие реалии жизни находили и продолжают находить отражение в системе профтехобразования. Учебные заведения, готовящие кадры для различных производств, прошли долгий и интересный путь от фабрично-заводских училищ до колледжей и техникумов.
Сегодня в России работает более 2 500 учреждений профессионально-технического начального образования и столько же учреждений среднего профессионального образования. В них учатся свыше 2 миллионов человек.
Об истории профтехобразования
Становление профессионального образования началось много веков назад. Многочисленные археологические находки свидетельствуют, что в Древней Руси было налажено производство различных предметов обихода, оружия, одежды, украшений. О наиболее талантливых древнерусских мастерах народ слагал былины.
Первый виток развития профессионального образования пришёлся на времена царствования Петра І. При нем открылись медицинская, артиллерийская и инженерная школы в Москве, морская академия и инженерная школа в Петербурге. Петровская школьная реформа была направлена на получение подростками профессиональных знаний и технической грамотности.
Расцвет профессионального образования пришелся на конец 19 начало 20 века. Так, в Советском Союзе были созданы школы фабрично-заводского ученичества (19201940 г.г.).
В 1940 году с принятием указа «О государственных трудовых резервах СССР» были определены три типа училищ: ремесленные, железнодорожные училища и школы фабричнозаводского обучения. Приём в них проводился путём призыва (мобилизации), а также в порядке добровольного набора молодёжи.
В 19591963 годах школы ФЗО и профессионально-технические учебные заведения были преобразованы в профессионально-технические училища (ПТУ), срок обучения в которых зависел от сложности специализации (от одного до трех лет). Именно тогда на смену системе трудовых резервов пришла система профессионально-технического образования.
Позже профтехучилища преобразовались в учебные заведения со сроком обучения 34 года для подготовки квалифицированных рабочих со средним образованием. В последующие годы учебные заведения, дающие вместе со специальностью полное среднее образование, стали основным типом наряду с техническими училищами.
50 первых энтузиастов
Профессионально-техническая школа в Родниках зародилась в 1922 году. Первый набор учащихся - 50 человек распределили в две производственные группы прядильную и механическую. Вот какими запомнились годы учёбы одному из первых выпускников ФЗУ Василию Прудикову: “Молодежь тех лет жадно тянулась к знаниям. <…> А условия для учебы были неважные. У нас не было сначала даже своего помещения. И мы занимались в обычных школах по вечерам. Занятия начинались в шесть часов вечера и продолжались до 10 часов, а иногда и дольше. Первое время было трудно, но ребята не сдавались. Не хватало бумаги, карандашей”. (Родниковский рабочий, 1968 г.)
Начиная с 1923 года, школа стала набирать учащихся массовых профессий…
Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 30 сентября.
Подготовила Наталья Харитонкина