Три Спаса – три земных поклона Господу за урожай
В последний месяц лета, православные люди отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовый, Яблочный и Хлебный.
Медовый Спас
Самый первый Спас августа, отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста. В этот день Православная церковь отмечает праздник Происхождение (Изнесение) древ Креста Господня, с помощью которого в глубокой древности «отвращали болезни», вынося его из царской сокровищницы на улицы.
С этого дня пчеловоды начинали собирать мед, «выламывать соты», из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь, чтобы освятить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало самое известное название Спаса — Медовый или Лакомка.
К 14 августа начинались сборы мака, из которого делали различные угощения для праздничного стола, и поэтому Медовый Спас получил свое второе название — Маковый или Макавей. Маковый Спас народная традиция также связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Макковеев.
В этот день провожали лето, просили Господа и святых о хорошем урожае и неголодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали лекарственные травы.
Яблочный Спас
Второй Спас – встреча осени. Это настоящий праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа и приурочен к большому церковному празднику — Святого Преображения Господня, которое произошло на горе Фавор (поэтому Спас в народе называли ещё «Спасом на Горе»).
Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалась от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. До Яблочного Спаса ели только огурцы, а после можно было устраивать самый настоящий фруктово-овощной пир. Говорили: «Второй Спас яблочком разговляется» «На второй Спас и нищий яблочко съест».
Яблоки и другие плоды сада и огорода несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения. Освящёнными в церкви «плодами земными» полагалось щедро оделять всех «сирых и убогих», детей и пожилых людей. Освещали хлебные колосья, чтобы они хорошо хранились до следующего года. Девушки ели яблоки и загадывали себе жениха, скорое замужество, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».
Хлебный Спас
Третий Спас августа, который в народе называют Хлебный или Ореховый, приурочен к церковному празднику в честь обретения Образа Нерукотворного Спасителя нашего Христа, поэтому его называют ещё Нерукотворным. На Руси Нерукотворный образ Спасителя особо почитался. Его изображали на древнерусских знамёнах, поэтому его называют ещё «Спасом на полотне» или «Спасом на холстах».
29 августа, в праздник третьего Спаса, освящали хлеб, испеченный из муки нового урожая. «Третий Спас хлеба припас»,- говорили в народе. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым хлеб должен был попробовать самый старший мужчина в семье. Этот Спас называли ещё «Спожинки».
Третьему Спасу предшествует ещё один очень почитаемый в народе праздник – Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Заканчивался пост, и начинались празднования по случаю успешного окончания жатвы. По-настоящему верующие люди, конечно, отмечали этот день в храмах.
Три дня до Успенья и три дня после Успенья считались лучшей порою для посева озимых.
На третий Спас в лесу начинали собирать орехи. После высыпали их на холст, а рядом стелили скатерть, на которой раскладывали угощения. Праздник часто отмечался на природе в большем кругу гостей.
На Хлебный Спас примечали отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. «Если журавль отлетает к третьему Спасу, то на Покров (14 октября) будет мороз, если задерживается, зима, холода наступят после Покрова».
Ольга Ступина