«Потребительские права в цифровую эпоху»
В нынешнем году Всемирный день защиты прав потребителей (отмечается он 15 марта) проходит именно под таким девизом.
Не секрет, что в последнее время в России стала развиваться дистанционная торговля, представленная различными интернет-магазинами. Теперь, не выходя из дома, можно купить практически все, кроме алкоголя: от булки хлеба до скоростного велосипеда.
Однако следует помнить, что не все продавцы во Всемирной сети являются добросовестными. Нарушители Закона, как правило, оперируют ложной контактной информацией, из-за чего потребитель не знает, куда обратиться с претензией, где сдать или обменять товар. Одно из нарушений при осуществлении дистанционной торговли это непредоставление продавцом информации об основных потребительских свойствах товара, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании продавца, о гарантийном сроке, о сроке службы, о цене и об условиях приобретения и доставки товара до заключения договора розничной купли-продажи.
Покупатель в интернете, как и любой другой потребитель, защищен Законом. Так, если им был приобретен некачественный товар, то он вправе потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. Эти же требования подлежат удовлетворению, если покупатель обнаружил существенные недостатки у технически сложных товаров.
Покупатель вместо предъявления вышеуказанных требований вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками.
Потребитель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Даже если качество товара устраивает покупателя, он может его вернуть продавцу в течение семи дней с момента покупки. В иных случаях — через три месяца.
Понятно, что возвращаемый товар должен сохранить свой товарный вид и потребительские свойства. Плюс к нему должен быть приложен документ (чек) о факте покупки.
В случае отказа потребителя от товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом, продавец обязан вернуть деньги потребителю, при этом он вправе согласно Закону о защите прав потребителей удержать расходы на возврат товара.
Продавец должен удовлетворить требование по возврату в течение десяти дней с момента обращения покупателя.