Православная страница

7 недель Великого поста О чём говорят их названия?

image (2)(17)Великий пост — важная веха в жизни каждого православного человека, исполненная глубокого смысла, значимая и одухотворённая.

Торжество православия

Первая неделя поста — время особо усердной молитвы. Первое воскресенье поста (в 2016 году — 20 марта, далее все переходящие даты указаны по нынешнему году) называется Неделей торжества православия. День этот связан с воспоминаниями о победе Вселенской Церкви над иконоборчеством.

 

Неделя святителя Григория Паламы

Следующую неделю именуют второй седмицей Великого поста. Суббота этой седмицы (26 марта) — день поминовения усопших.

Во второе воскресенье Великого поста (27 марта) Церковь воспоминает жившего в XIV веке святителя Григория Паламу, автора учения о Фаворском свете, о возможности для человека стяжания благодати Святого Духа и о путях к этому — молитве и праведной жизни, к чему верующих и призывает Церковь.

 

Крестопоклонная неделя

Третье воскресенье поста (3 апреля) посвящено Кресту Господню, а саму седмицу называют Крестопоклонной неделей, когда Церковь напоминает верующим о спасительном даре — искуплении грехов человеческих. Суббота третьей седмицы (2 апреля) — день поминовения усопших.

Неделя святого Иоанна Лествичника

В четвёртую неделю поста (10 апреля) празднуется память преподобного Иоанна Лествичника, жившего в VI веке у горы Синай. В дни поста Церковь призывает верующих стремиться, подобно преподобному Иоанну, к духовным высотам. Суббота четвёртой седмицы (9 апреля) — день поминовения усопших.

 

Неделя преподобной Марии Египетской

Четверг пятой седмицы Великого поста (14 апреля) посвящён памяти Святой Марии Египетской. Мариино стояние — так народ называет совершаемую накануне вечером в среду утреню, на которой читают житие Марии Египетской: как некогда великая блудница через покаяние стала великой праведницей.

 

Вход Господень в Иерусалим, или Неделя ваий

Шестую неделю Великого поста завершает Лазарева суббота (23 апреля) и Вербное воскресенье- двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим (24 апреля), после которого начинается Страстная седмица.

 

Страстная Седмица

Последняя неделя Великого поста — Страстная. «Страсти» на церковнославянском означает «муки и страдания», и Страстной неделя названа, ибо посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Христа: страданиях, распятии, крестной смерти, погребении.

В эти дни в храмах на службах читают главы Евангелия, повествующие о событиях в Иерусалиме две тысячи лет назад, а именно: о Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде, распятии и воскрешении.

В Страстную неделю православные усугубляют пост. Облачения священнослужителей в церкви в эту неделю — чёрные с серебром.

 

В каждый день Страстной недели вспоминают события последних дней Спасителя. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены последним беседам Спасителя с учениками и народом. Во вторник вспоминают, как в доме Симона прокажённого, где был Христос с учениками, женщина помазала миром ноги Христа. Ученики негодовали: «…к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Мф. 26. 8-9).. Однако Христос остановил их: «возлив миро сие на тело Моё, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26. 12).

Великий Четверг насыщен событиями: прежде чем взойти на Голгофу, Христос показал ученикам пример кротости, омыв им ноги, установил Таинство Евхаристии, до кровавого пота молился в Гефсиманском саду и там же был предан Иудой. С понедельника по четверг в храмах каждый вечер читают покаянный канон Андрея Критского.

Великая Пятница — самый скорбный день Церковного года — день распятия и смерти Христа. Великая Пятница для христиан всегда была днём самого строгого поста и печали. В Великую Пятницу совершают воспоминание добровольных и страшных страданий Иисуса Христа, которые Он претерпел за людей. Оплевания, избиения, пощечины, поношения, насмешки, неправедный суд, издевательства легионеров, бичевание, крестный путь, уксус с желчью вместо воды и смерть на кресте — всё это было в пятницу.

Службы Великой Субботы начинаются в пятницу во второй половине дня (в древней Церкви эта служба была ночной). Плащаницу — большое полотно с шитым образом Господа после снятия Его со креста — выносят на середину храма. Вечером того же дня есть служба, на которой совершают Крестный ход с Плащаницей вокруг храма при печальном колокольном звоне. После Крестного хода читают Священное Писание, в том числе место из Евангелия от Матфея — как фарисеи поставили у погребальной пещеры стражу, чтобы ученики не выкрали тело.

В Великую (Тихую) субботу вспоминают о пребывании Иисуса Христа во гробе. В Иерусалиме в этот день в храме Воскресения сходит Благодатный огонь. В храмах совершают литургию Василия Великого, перед вынесенной накануне плащаницей читают библейские пророчества о Спасителе. Евангелие, которое священник читает уже в белом облачении, повествует о приходе Марии Магдалины к опустевшему гробу, о встрече с Ангелом, возвестившим Воскресение. Скорбь заканчивается… После богослужения священник читает особую молитву и, окропляя святой водой, освящает принесённые прихожанами куличи, пасхи и пасхальный яйца.

Пасха — Воскресение Христово

В 2016 году отмечается 1 мая. Пасха — самый большой праздник христианского мира, знаменующий победу над смертью и грехами всего человечества: переход от смерти к жизни и от земли — к небу, открытие для людей пути возвращения от рабства — к сыновству.

Празднование продолжается семь дней (или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника). По завершении Пасхальной седмицы Церковь продолжает праздновать Пасху (с меньшей торжественностью) до Вознесения Господня, то есть ещё 32 дня. Общее число дней празднования Пасхи — 40, столько же, сколько Христос являлся ученикам после Воскресения.

gjcn

Работа и пост: советы священника

Соблюдать пост нужно таким образом, чтобы пощение не влияло на работоспособность. Общий принцип, который можно прочесть у многих святых отцов: пост и любые другие телесные подвиги должны оставлять место для молитвы и рукоделия. В данном случае таким рукоделием является работа.

Поэтому к посту, например, следует приступать, всё взвесив, рассудив, посоветовавшись со священником, с кем-то из церковных людей, которые уже давно постятся и не понаслышке знают о том, что такое пост — и найти для себя меру, которая позволит, с одной стороны, и соблюсти пост, и, с другой стороны, не надорвать силы, избежать крайностей. То же касается и других постов.

Если проблема работающего человека состоит в том, что на работе негде отыскать постную пищу, то можно что-то готовить дома и брать с собой. Если и такой возможности нет — значит, из того, что предлагается в точках общепита, выбирать наименее скоромное.

прКонечно же, надо, в первую очередь, помнить, что главное — это пост внутренний, состоящий в воздержании от греха, страстей, похотей, от дурных поступков, слов, мыслей, чувств, а пост внешний — это средство вспомогательное. Невозможность в полной мере соблюсти этот последний можно компенсировать тем, что обратить большее внимание на пост внутренний, на духовное трезвение.

Что касается богослужения, то нужно стараться его посещать, как только предоставляется такая возможность. Если же ее нет, то можно восполнить пробел тем, что дома вычитывать полностью или частично, в зависимости от времени и сил, какие-то службы в течение других постов. Сейчас довольно легко приобрести в книжных или интернет-магазинах последование служб поста.

Чтобы сосредоточиться на молитве, нужно постоянно понуждать себя к вниманию: рассеялись — снова собрались.

Вообще хорошо бы прежде, чем начать молиться, поупражняться в том, что называется «богомыслие»: тут хорошо помогают размышления на темы вечности, нашей греховности перед Богом, смерти, последующего Суда, домостроительства Божьего, творения мира, искупительной жертвы Спасителя; помогает чтение Писания и Святых Отцов. Благодаря таким размышлениям молитва будет более внимательной.

Но все равно рассеяние неизбежно — нет такого человека, который бы не испытывал этого состояния. Его нужно принять как данность, не унывать, не опускать руки, не впадать в отчаяние от невозможности идеально настроиться на пост и молитву. Нужно понимать, что рассеяние — общее состояние нашей падшей природы, нашего ума, поврежденного грехом. Нужно просто постоянно возвращать, погружать свой ум в слова молитвы, в память о Боге.

Иеромонах Никанор
(Лепешев)

Неистощаемая чаша небесной помощи и милосердия

 Неоспоримый факт, что алкоголизм и наркомания — злейшие враги русского народа, убивающие его изнутри, разрушающие семьи, калечащие судьбы и жизни людей, разрушающие человека духовно и физически, ведущие к деградации личности, опустошающие душу.

Святое писание говорит: «Здравие и крепость лучше есть всякаго злата, и тело здравое, нежели богатство безчисленное.» (Сир.30.15)

Человек, подверженный страстям винопития, наркомании, табакокурения, разрушает не только свое здоровье, но и здоровье близких ему людей — уставших от страдания и горя матерей, жен и детей. Потерявшие всякую надежду на исцеление своих гибнущих родственников, уповающие только на Божью помощь, с болью в душе и со слезами на глазах приходят они в Божий храм к иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

«Неупиваемая чаша» — один из любимейших русским народом образов Божией Матери, пред которым молятся об исцелении от алкогольной и наркотической зависимости.

В родниковском храме благоверных Петра и Февронии Муромских каждую неделю совершается водосвятный молебен с акафистом Божией Матери перед иконой Её «Неупиваемая чаша».

Дорогие родниковцы! Всех, кому не безразлична своя судьба и судьба близких людей, приглашаем на совместный молебен.

Пусть святая молитва к Божьей Матери убережет ваших близких от вредных привычек и направит их на путь спасения.

Водосвятный молебен с акафистом иконе Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» служится в храме Петра и Февронии Муромских по средам в17:00.

Прихожане храма
Петра и Февронии

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *