Родники. Начало кинематографической эры

Сегодня мы открываем серию публикаций, посвящённых Году кино в России. Вспомним вместе интересные факты из истории этого «важнейшего из всех искусств». Итак, начинаем   ретроспективу с кино в нашем городе.Первые киносеансы у нас в Родниках устраивались ещё до революции в Народном доме, значительно перестроенное здание которого занимает теперь Центр детского творчества.

 Народный дом открылся в 1903 году и его строительство обошлось фабрикантам Красильщиковым по одним данным в 37000, а по другим в 50000 рублей. Первоначально ему отводилась скромная роль чайной, отличавшейся лишь большими размерами и удобством обстановки, а на деле здание очень скоро превратилось в настоящий культурно-просветительский центр Родников и ближайшей округи, его пришлось достраивать, расширять. Народному дому присвоили имя костромского губернатора Ивана Леонтьева, известного поддержкой многих общественно значимых проектов и имевшего влияние при царском дворе.

 

Культурный и досуговый центр

Благодаря тому, что Дом находился вне фабричной территории, доступ туда получили самые широкие слои населения. Здесь находился большой зал-чайная, обставленная мраморными столами и вмещавшая до 400 человек. При чайной был буфет и комната для курящих. Именно в этой чайной в 1912 году и были организованы первые киносеансы. В другом зале где проходили выставки сельхозорудий, семян, наглядных пособий по передовым методам обработки земли, садоводству, огородничеству и пчеловодству. Здесь любой местный житель мог купить необходимый в хозяйстве инвентарь, технику, промышленные товары, мебель и т.п. Ещё один зал занимали библиотека-читальня, склад картин для «волшебного фонаря» и запасной торговый склад. В Народном доме имели свою резиденцию различные общественные объединения и организации: Родниковское общество потребителей, Родниковское благотворительное общество, Малышевское кредитное общество и т.д. Здесь же действовали Кружок рабочих — любителей драматического искусства, церковный хор, оркестр под руководством П. И. Смирнова, технические курсы для мужчин и кройки и шитья для женщин и т.д. Финансировали культурный центр Родников и многое из того, что устраивалось в нём для народа, фабриканты Красильщиковы.

Одна из самых сложных и эффектных сцен в фильме «1812 год. Отечественная война» -  отступление армии Наполеона.

Одна из самых сложных и эффектных сцен в фильме «1812 год. Отечественная война» — отступление армии Наполеона.

Поскольку работа Народного дома быстро приобрела благородную просветительскую направленность, почти сразу же после открытия — в 1904 году здесь стали проводить воскресные чтения, где выступления лекторов сопровождали картины «волшебного фонаря» — прототипа современного диапроектора. К 1913 году в коллекции Народного дома насчитывалось 1472 картины духовно-нравственной, естественно-научной и исторической направленности, их предоставляли в пользование школам и частным лицам. Можно с уверенностью сказать, что кинематограф (вернее, тогда говорили «синематограф» или «живые картинки») попал в Родниках на благодатную почву — публика была достаточно образованная, любознательная и культурная.

 

Творческая кухня родниковской кинопремьеры

Появление «великого немого» В Родниках произошло, повторюсь, в 1912 году. Показывали тогдашнюю кинематографическую премьеру — фильм   «1812 год. Отечественная война», посвящённый 100-летию победы над Наполеоном.

Запечатлеть великие страницы русской истории в 1911 году взялись сразу две фирмы: французских синематографистов братьев Пате и одного из родоначальников российского кино Александра Алексеевича Ханжонкова. Обе фирмы подали прошение на разрешение съемок (и в Кремле в том числе) и получили его, но при условии, что в фильме не будет изображен Александр I и некоторые эпизоды, которые могут представить в нежелательном освещении деятельность нашей армии, а также задеть религиозное чувство русского народа. На съемки в Кремле с участием массовки нужно было получить отдельные разрешения у московских градоначальников и полиции.

Пока длилось все это согласование, обе фирмы начали съемки своих картин. В результате зрители увидели двух актёров в роли Наполеона (П. Кнорра и В. Сережникова)

В постановках фирмы «Бр. Пате» преобладали сцены декоративные, поставленные главным образом по живописным произведениям наших великих мастеров: «В Кремле — пожар», «Военный совет в Филях» и т. д. У Ханжонкова — массовые сцены с участием войск, в том числе   зимные и достаточно сложные по тем временам комбинированные съемки пожара в Москве. Русский кинопромышленник обходил конкурентов по всем статьям, поэтому глава французской фирмы обратился к Ханжонкову с просьбой объединить усилия. Так в итоге на экраны вышел совместный русско-французский фильм.

Вот что писало о съёмках санкт-петербургское издание «Новости театров, скетинг-ринков и кинематографов» в №33 за 1912 год:

«На днях в окрестностях Москвы, на 5-й версте Ярославской железной дороги, одна из московских кинематографических фирм производила кинематографические снимки картин из эпохи Отечественной войны — «Отступление великой армии Наполеона».

В 9-м часу утра был отправлен из Москвы специальный поезд из нескольких вагонов. В поезде были, кроме кинематографистов-французов, артисты, участвовавшие в картинах, статисты, несколько приглашённых, всего около 150 человек.

Около 10 часов к намеченному месту подошли в походном порядке солдаты, которые были назначены для участия в картине — по две роты Екатеринославского и Ростовского полков и полусотня казаков. Участие воинских чинов оказалось возможным ввиду распоряжения военного министра ген. Сухомлинова — оказать полное содействие съёмке картин из эпохи войны 1812 г.

И артисты, и статисты, и нижние чины переодевались в французские и старые русские формы и гримировались в сторожевой будке.

Приблизительно через час все было готово; были доставлены нужные для картины бутафорские трупы лошадей, замерзших солдат и т. п. Стали размещать участников картин по покрытой ещё снегом поляне и мелкому кустарнику. Для изображения обоза были приглашены крестьяне из соседнего села Алексеевского. Всего было разыграно пять картин: «Последний привал», «Отступление великой армии Наполеона» (наиболее сложная и эффектная), «Не замай, дай подойти», «Кавалерийская атака обоза» и «Славная смерть» (Наполеон прикалывает орден к груди умирающего сержанта)…

Наполеона изображал профессиональный артист Кнорр, единственную женщину (последовавшую в обозе Наполеона за французским сержантом) актриса Народного дома Бабурина. Французов изображали преимущественно учащиеся комиссаровского технического училища и других учебных заведений Москвы. Изображали французов и солдаты. Съёмка картин заняла часов шесть. В 5 часов вечера все участники спектакля тронулись назад в Москву.»

Зрительский успех

А вот уже впечатления зрителя той поры («Газета-копейка», 1912, № 44):

«Ни минуты не забывая, что передо мной проходят картины, нарочно поставленные и разыгранные, я всё-таки испытал полную иллюзию. Казалось, что действительно наблюдаешь эту страшную битву, это величайшее сражение, решившее судьбу того, кто сдавил Европу своей пятой. Отдельные картины кавалерийских атак и мужественного отпора наших пехотинцев — великолепны, потрясающи. Маленький гимназистик, сидевший впереди меня, в каком-то экстазе шептал: «Смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой…».

Никогда я не чувствовал, каким многообразным орудием развития и образования может явиться кинематограф, как вчера, при демонстрации этой великой эпопеи.» Так или примерно так, надо думать, воспринимали один из первых наших исторических фильмов и в Родниках.

Кинематограф в России развивался стремительно: уже через четыре месяца после первого киносеанса, устроенного в 1896 году в Париже братьями Люмьер, киноаппараты попадают в нашу страну, и потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга В. И. Ребриков подаёт прошение в Министерство Императорского двора о «разрешении кинематографической засъёмки коронационных торжеств», и почти сразу же в театре петербургского сада «Аквариум» с участием оператора братьев Люмьер Камилла Серфа организуют первый сеанс синематографа. Французский авантюрист-антрепренёр Шарль Омон привозит в том же году «синема» на ярмарку в Нижний Новгород, а Петербурге на Невском проспекте уже открывается первый кинотеатр. В 1908 году на экраны выходит первый русский короткометражный фильм «Понизовская вольница»(«Стенька Разин») производства киноателье Александра Дранкова, а 1912 году кинематограф присутствует уже во всех крупных и средних городах. И село Родники в этой кинематографической гонке выглядит вполне пристойно, принимая у себя нашумевшую кинопремьеру. К 1913 году в Народном доме кино уже показывали еженедельно.

Ольга Ступина

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *